05/03/2009 12:09
Почему мы перешли к политике плавающего курса?
Премьер-министр Армении Тигран Саркисян накануне вечером в эфире Общественного телеканала прокомментировал переход к политике плавающего курса, ситуацию на потребительском рынке, а также наметил дальнейшие шаги правительства Армении.
Отвечая на вопросы журналистов, премьер сказал: «Как вы уже знаете, вчера ЦБ Армении объявил о возвращении к политике плавающего курса. За последние месяцы ЦБ неоднократно заявлял, что наша страна не отказывалась от плавающего курса, просто временно предпочтение отдавалось финансовой стабильности, что выражалось в обеспечении стабильности на финансовый рынках».
- Почему именно эта стратегия была предпочтительнее? Почему Центральный банк отдавал предпочтение не стабильности цен, а стабильности курса?
Благодаря стабильному курсу мы могли обеспечивать стабильность финансовой системы в общем, и наша экономика готовилась к переходу к политике плавающего курса. Что это означает?
Некоторое время национальная валюта стабильно укреплялась по отношению к доллару, и наша страна на фоне мирового экономического и финансового кризиса оказывалась в такой ситуации, что было обесценивание национальной валюты стало необходимым. Для этого был нужен переходный период. Экономика похожа на живой организм, и если нужны такие переходы, то надо дать организму время на подготовку. Именно б этом заявлял Центробанк и пытался объяснить нашим гражданам.
- Что значит «готовиться к переходу»? В первую очередь это означает, что коммерческие банки должны укрепить свои возможности. В чем это выразилось?
За последние месяцы коммерческие банки увеличили свой капитал на 120 млн. долларов. Это означает, что владельцы банков добавили в капитал 120 млн. долларов в свои собственные банки, чтобы застраховать вклады своих клиентов. То есть надежность банков повысилась еще на 120 млн. долларов.
Во-вторых, коммерческие банки сумели привлечь 250 млн. долларов для обеспечения стабильности своих банков, и это ликвидные доллары. И в третьих, в данный момент банки владеют 700 млн. долларов наличными, на которые они могут обслуживать своих клиентов и экономику страны.
То есть на данный момент коммерческие банки хорошо подготовлены к обеспечению всей экономический системы, что и было необходимо.
Существует и другая проблема: Действительно ли было необходимо совершать переход от теплого режима к холодному объявлением плавающего курса, или можно было бы ежедневно понижать курс драма, обеспечив более плавный переход.
Это тот вопрос, который беспокоит всех и, естественно, этот вопрос детально изучило правительство, специалисты Центробанка и Всемирного банка. Дело в том, что при переходе все платят определенную цену, в том числе и государство. Мы должны были совершить такой переход, чтобы это повлекло за собой минимальные последствия для всех – и для хозяйствующих субъектов, и для граждан, и для государства.
Вариант плавного перехода, который применялся в раде стран, создает ряд серьезных рисков. Первый риск состоит в том, что неопределенность и негативные ожидания бывают очень сильными. Создается неопределенность о том, вокруг какой именно валюты создастся наиболее стабильная ситуация, и поскольку существует неясность, люди постоянно ожидают обесценивания, сталкиваются с неопределенностью при планировании своей деятельности, и риски бывают намного больше.
Второе отрицательное проявление было бы в том, что на рынке появляются спекулянты, и спекуляции приводят к тому, что экономика не может совершить плавного перехода – то есть ежедневного плавного обесценивания. В результате – что Центральный банк, коммерческие банки и страна в целом бывают неготовы, и потери были бы намного больше.
Мы видели опыт России и Украины – им пришлось осуществить крупные интервенции на валютном рынке, но не удалось обеспечить плавного перехода. Наконец, им пришлось, в частности в России, объявить промежуток, в котором должен колебаться курс, и это обеспечило стабильность на рынке. Благодаря этому интервенции ЦБ сошли к минимуму. Обсуждая эту проблему со многими специалистами, в том числе с МВФ, мы остановились на том варианте, который был объявлен Центральным банком – о сбалансированном промежутке курса валюты, когда драм будет колебаться в промежутке 360-380 драмов.
Это делает промежуток более прогнозируемым и для коммерческих банков, и для участников рынка, и для экспортеров, и для импортеров. Ажиотаж на рынке таким образом сводится к минимуму, в ближайшее время в этом промежутке сформируется взвешенный курс, люди, исходя из этого курса организуют сове хозяйство и сформируются рыночные цены.