27/01/2011 11:21
Единственный путь - проведение референдума в Нагорном Карабахе
В плане урегулирования нагорно-карабахского конфликта очень важны обязательства сторон о невозобновлении боевых действий. Об этом заявил президент Армении Серж в интервью радиостанции «Эхо Москвы».
Глава государства отметил, что за последние полтора-два года разговоры о войне, о возобновлении боевых действий стали привычным делом, и это очень плохо, потому что когда руководитель, вообще человек говорит о какой-то проблеме очень долго и уверенно, в какой-то момент он убеждается в правдивости своих слов.
«И если есть еще возможности, появляется большой соблазн. Но я уверен, что можно избежать войны», - выразил уверенность президент Армении.
«Я уверен, что единственный способ урегулирования конфликта – это мирный способ, и единственный путь – это проведение референдума в Нагорном Карабахе, или же признание результатов того референдума, который был проведен в 1991 году в полном соответствии с законодательством Советского Союза и международным правом. Вопрос может быть решен только компромиссным путем.
Я думаю, что я ничего нового не говорю. Потому что в 2007 году сопредседатели Минской группы ОБСЕ предложили нам документ, который был назван Мадридскими принципами. И эти принципы предполагают урегулирование конфликта именно на компромиссной основе. Там три принципа. Первый принцип – это принцип территориальной целостности, второй принцип – самоопределение народа, третий принцип – неприменение силы или угроз. Понятно, что означает территориальная целостность, что означает самоопределение, и третий принцип тоже очень понятен», - представил позицию армянской стороны Серж Саргсян.
Он напомнил, что в 2007 году и Армения, и Азербайджан после долгих раздумий дали согласие на решение конфликта именно на этих принципах, но затем Азербайджан начал свою собственную трактовку принципов.
«И когда речь идет о принципе самоопределения, они говорят: да, но в составе Азербайджана. Понятно, что такое самоопределение можно назвать лишь усеченным самоопределением, если можно так сказать. И второе: мол, неприменение силы, это в том случае, если нет у государства оккупированных территорий», - напомнил президент Армении.
«Каждый раз хочется напомнить, что, во-первых, в 1994 году мы подписали договор о перемирии. И целью являлось установление мира и решение вопроса. Никто еще не отменил положения этого договора, никто еще не отменил положения второго договора. Хочу еще добавить, что те территории, которые сейчас находятся под контролем карабахской армии, они являются просто результатом боевых действий, которые не карабахцы начали. Никто не отрицает, что да, есть территории, которые были в составе Азербайджана, в данном случае находятся под контролем карабахской армии», - сказал он.
На замечание корреспондента о том, что это несколько анклавов, помимо Нагорного Карабха, С. Саргсян заметил, что их анклавами назвать сложно.
«Это несколько районов Азербайджана, которые граничат с Карабахом, над которыми был установлен контроль только с целью создания какого-то коридора, какой-то зоны безопасности, с тем, чтобы из вооружения, которое тогда находилось в распоряжении азербайджанской армии, невозможно было обстрелять гражданские населенные пункты», - сказал президент Армении.
Отвечая на вопрос о возможных компромиссах со стороны Армении, Серж Саргсян внес уточнение. Идет ли речь о Карабахе, поинтересовался он, поскольку ответить на данный вопрос означало бы, что Армения контролирует эти территории. Получив утвердительный ответ, президент продолжил:
«На самом деле переговоры ведет Армения. Потому что нет другого выхода. И Азербайджан просто не хочет вести переговоры с Нагорным Карабахом. Но это не означает, что Нагорный Карабах не участвует в переговорном процессе. Потому что каждый раз сопредседатели, приезжая в регион, посещают Нагорный Карабах, встречаются с руководством Нагорного Карабаха.
Каждый раз до и после переговоров, естественно, я встречаюсь с руководством Нагорного Карабаха, потому что без Нагорного Карабаха вести какие-то переговоры – может, карабахцы обидятся – это будет похоже на то, чтобы идти свататься без невесты или жениха. Поэтому тут никакого секрета нет. И когда в очень многих случаях мы не обращаем внимания на постановку вопроса, потом ответ становится предметом спекуляций для Азербайджана».
Серж Саргсян напомнил, что уже говорил о компромиссах, и отметил, что если спросить карабахцев и вообще население Армении, то никто, конечно, не захочет ни сантиметра вернуть.
«Но, с другой стороны, мы на самом деле должны понимать, что любое решение должно привести к долговечному миру. И поэтому эти компромиссы необходимы. Но, конечно, нужны гарантии, что на самом деле такой долгосрочный мир будет установлен. А не так, как азербайджанцы говорят: пусть Карабах вернет всё, что было, а потом будем говорить о судьбе Карабаха. Так не бывает», - заявил Серж Саргсян.