26/09/2011 12:30
Давид Бабаян: Международное признание НКР уже началось
Пресс-секретарь президента Нагорно-Карабахской Республики, политолог Давид Бабаян ответил на вопросы корреспондента Aysor.am в связи с возможными развитиями в процессе урегулирования карабахского конфликта. Представляем интервью полностью.
Aysor – Президент Армении Серж Саргсян в ходе выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН обратился к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Какие шаги можно ожидать от международного сообщества в вопросе урегулирования?
- Президент Армении с высокой трибуны ООН заявил о деструктивной политике Азербайджана. Заявление Сержа Саргсяна о том, что созданы новые государства и урегулирование конфликта должно состояться на основе прав человека и принципа самоопределения народов, приветствуемо.
На мой взгляд, процесс карабахского урегулирования в ближайшие годы будет перемещен в более пассивный этап в контексте происходящих в международном сообществе изменений. Международное сообщество стоит перед серьезным выбором, поскольку, с одной стороны, Азербайджан настаивает на своей деструктивной политике и пытается продвигать основы этой политики, а с другой стороны мы видим, что в мировой политике формируются новые государства и реализация права народов на самоопределение получает новый размах.
Кроме того, ожидаются выборы и в Нагорно-Карабахской Республике, и в Армении, и в Азербайджане, и в США, затем, олимпийские состояться олимпийские игры в Сочи. Все эти процессы в той или иной степени отбросят на задний план процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Жесткая позиция Азербайджана также не дает какой-либо возможности зафиксировать перелом в этом процессе урегулирования.
Aysor – Президент России Дмитрий Медведев на съезде партии «Единая Россия» заявил, что на предстоящих президентских выборах будет выдвинута кандидатура бывшего президента Владимира Путина. К чему может ли привести такое изменение в России в вопросе урегулирования карабахского конфликта?
- Не думаю, что это изменение может привести к чему-либо в вопросе Нагорного Карабаха, поскольку в России сформировалась довольно интересная система, в которой даже взаимоотношения между Медведевым и Путиным не могут повлиять на внешнюю политику России. Они сумели сохранить довольно плавно также внешнеполитический курс государства.
Не считаю, что эта политика претерпит какое-то изменение: Россия заинтересована в урегулировании конфликта, она, как и страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ заинтересована в разрешении конфликта мирным путем.
Aysor – МИД Грузии на днях распространил заявление о том, что не признает состоявшиеся в НКР выборы в органы местного самоуправления, поскольку они признают территориальную целостность Азербайджана и считают эти выборы незаконными. Как Вы прокомментируете этот шаг Грузии?
- Это внутреннее дело Грузии, их точка зрения, пусть делают, что хотят. На нас это не влияет никоим образом, поскольку и без этого заявления Нагорно-Карабахская Республика строит, и будет продолжать строить свою независимую государственность.
Непонятно одно, если Грузия провозгласила демократию как одно из приоритетных направлений развития, как она может не признавать выборы в НКР. Независимо от того, является государство признанным или нет, выборы являются одним из важнейших и ключевых проявлений волеизъявления народа. Как могут выборы, особенно выборы в органы местного самоуправления, не признаваться международным сообществом? Однако это их внутреннее дело, оно никоим образом не оказывает на нас какого-либо влияния.
Aysor – На Ваш взгляд, когда начнется международное признание НКР, и что может посодействовать этому?
- Вопрос в том, что международное признание НКР уже началось. Международное признание началось давно, можно сказать с 1991 года, просто оно находится в несколько ином пласте. То есть, мы находимся на этапе узнаваемости: к нам приезжают различные делегации, мы развиваем отношения с различными государствами. Правда, не официально, однако этот процесс идет.
Озвученное недавно главой МИД Уругвая заявление фактически положило начало новому этапу. Фактически начинается новый этап, наверное, различные государства более серьезно отнесутся именно к признанию, а не процессу узнаваемости.
По моему мнению, это – долгий путь, мы должны много работать, чтобы достичь желанного не путем кризиса, что произошло в различных странах, а просто посредством плавного перехода. Мы должны принять это как важное задание, которое должно быть осуществлено всем народом, общими усилиями Армении, Арцаха и Диаспоры.