26/03/2015 21:51
«Геноцид армян. Нарушая молчание»: Турецкий историк: Моя цель – показать народу Турции, что погром целого народа - это плохо
В преддверии 100-летней годовщины Геноцида армян Aysor.am запускает спецпроект, в рамках которого будут представлены запланированные в рамках мероприятий культурные программы.
Основанное в 2005 году в Стамбуле издательство «Bir zamanlar» («В одно время») на протяжении десяти лет занимается важным делом – изучением истории, культуры национальных меньшинств. Кроме издательского дела «Bir zamanlar» организует также выставки, встречи и обсуждения по вопросам нацменьшинств.
Организованная руководителем издательства, турецким историком, арменоведом Османом Кёкером выставка «Мой любимый брат: армяне в Турции 100 лет назад» объездила многие страны мира, и имела большой успех.
Выставка, а также одноименная книга, включают около 500 почтовых открыток, которые рассказывают о жизни армян в Турции до 1915 года.
В преддверии 100-летней годовщина Геноцида армян Осман Кёкер рассказал о своей деятельности, жизни армян до Геноцида, последствиях Геноцида и нынешнем отношении к этому вопросу турецкого народа.
- Издательство называется «В одно время». Интересно продолжение. Что «в одно время»?
- Существующие в одно время и исчезнувшие очень важные вещи. Существовавшее в прошлом в Турции культурное разнообразие и процесс его уничтожения. Армяне – часть этого разнообразия, важная часть. По причине моей большей информированности и специализации по теме армян большая часть моих работ касается армян.
- Откуда такой интерес?
- Думаю, посредством армян туркам о турках можно многое рассказать. В 2005 году я написал книгу про армян. Кстати, эта книга стала результатом моих трудов за 4 года. Однако, не нашлось издательства, которое бы ее издало, и тогда я вынужденно основал свое. Основал и издал свою книгу «Армяне в Турции 100 лет назад».
Книга содержит почтовые открытки, рассказывающие о жизни армян в Османской империи до Геноцида. Как Вы нашли эти открытки?
Изначально, книга посвящалась жизни армян, их быта до Первой мировой войны или Геноцида. К примеру, в каких районах жили армяне, какие кварталы были армянскими, какова была их роль в социально-экономической жизни страны. Всю эту информацию я хотел дополнить картинками. Тогда и мне стало известно о коллекции открыток Орландо Карло Калумено. С его разрешения я их использовал. Никто не ожидал, что из открыток получится подобный материал. В результате получилась достаточно содержательная и дорогая книга, которую не все могли себе позволить купить. Тогда я решил организовать одноименную выставку и показать открытки.
- Если рассматривать открытки в качестве свидетелей истории, о чем они рассказывают о жизни армян?
- Не только открытки. Вообще, если основываться на моих исследованиях, можно сказать, что армяне были самой передовой частью культурной и социальной жизни османского общества. Армяне жили во всех частях страны. В открытках можно увидеть даже трафареты на армянском языке.
- Можно сказать, что, устроив погромы армянского населения, Турция понесла большой ущерб и с культурной точки зрения?
- Можно сказать, что и с экономической, и культурной точки зрения в стране произошел развал. В годы республики восточные части империи были в худшем состоянии, чем в Османские времена. То есть, это ударило и по турецкому народу. Естественно, боль армян и турок невозможно сравнить, однако и мы, как народ, понесли от этого большой ущерб. В стране установилась «традиция» плохого руководства. Руководства, которое убивает людей и не несет ответственности. Этой традиции государство оставалось верным в дальнейшем, даже до сих пор. Это переросло в государственный обычай.
- Ряд представителей Турции, которые признают Геноцид армян, тем не менее, избегают произносить это слово. Почему?
- Сам я тоже не часто использую это слово, поскольку оно сразу же «запирает» обсуждение. Особенно, когда обсуждение ведется с турками. Посредством этого слова людям не можешь многого сказать, тебя просто не услышат.
- Почему «запирает»? Чего боятся люди? Правовой ответственности?
- Люди боятся обвинений. Знаете, моя цель – показать живущим в Турции людям, что погром целого народа - это плохо. Это моя цель. Они не принимают даже факт погромов. Государство сначала говорит им, что «такого народа не было», а потом – что «это они нас убивали». Какую силу может иметь рассказ одного человека против политики огромного государства, сколько бы ты не говорил о реальности?
- Насколько Вы свободны в Ваших инициативах?
- Не получал серьезных угроз. Напрямую против меня ничего не было, но, например, в одном городе должен был открыть выставку, и незадолго до этого организаторы получили угрозы, что сорвало все планы.
- Готовите ли новую книгу или выставку в канун 100-летия Геноцида армян?
- Для меня все года до 2015-го были также важны. Выступающие с особыми, специальными инициативами к 100-летию люди ничего не предпринимали до этого. Я 10 лет делаю это дело, буду делать и в 2015, и 2016-ом и 2017-ом.
- Одновременно имея перед взором государственную политику и посетителей Ваших выставок, что можете сказать – когда может произойти признание, осуждение?
- Думаю, что оно уже происходит. По крайней мере, в умах у людей.
Проект подготовлен при содействии Информационно-аналитического центра Аппарата правительства РА.