09/04/2015 10:24
«Геноцид армян. Нарушая молчание»: Все геноциды, в первую очередь, рождаются в чьих-то мыслях
В преддверии 100-летней годовщины Геноцида армян Aysor.am запускает спецпроект, в рамках которого будут представлены запланированные в рамках мероприятий культурные, научные и общественные программы.
Наш сегодняшний собеседник – иракский академик, писатель, политический активист, директор Фонда «Масарат», член Комиссии по диалогу между религиями Ирака Саад Салум, который в эти дни находится в Армении, где готовит книгу о Геноциде армян.
-Господин Салум, как Вы начали заниматься изучением вопросов геноцидов?
-К этим изучениям меня привели нынешняя ситуация в Ираке и общечеловеческие проблемы. В новейшей истории Ирака происходили и происходят геноциды. В 1933 году армия Ирака осуществила геноцид ассирийцев. В 50-ых гг. прошлого столетия все евреи Ирака были вынуждены покинуть страну. То же самое произошло с курдами в 70-ых гг., большинство которых бежали из Ирака. В конце 80-ых гг. произошел геноцид иракских шиитов и курдов. И, конечно, все мы стали свидетелями того, что произошло этим летом с езидами.
Очевидно, что мир сегодня оказался несостоятельным в борьбе против геноцидов. Интересуясь и защищая армян и тему армянского геноцида, в первую очередь, пытаюсь защитить общечеловеческую справедливость. Для пресечения дальнейших геноцидов мы должны зреть в корень, а это – Геноцид армян.
-Какими механизмами мир должен противодействовать и предотвращать возможные геноциды?
Отмечу вновь, что международные структуры в этом вопросе оказались несостоятельными. В первую очередь, сегодня мы должны создать специальные структуры, которые будут следить за процессом.
Должен быть расширен список стран, признавших Геноцид армян. Это обязательный шаг, чтобы мы были уверены в том, что международные структуры и общественность, признавая свершившийся факт, готовы пресечь очередное подобное преступление.
Кроме того, необходимо создать относительно этого вопроса международную правовую систему. Должны быть судебные процессы, как это произошло в случае с Югославией. Необходимо отказаться от двойных стандартов, в противном случае получается, что по части ряда стран преступники несут правовую ответственность, а в случае других – нет.
Большая роль должна быть отведена ООН. В частности, Совет безопасности ООН должен следить за происходящим в мире и в правильный момент пресекать угрозы. Должен отметить, что во времена Кофи Аннана один из его советников занимался вопросами предотвращения геноцидов. Он по всему миру собирал данные, прогнозы о возможных геноцидах, однако и это не дало результатов…
Очевидно, что во время осуществления Геноцида армян весь мир находился в роли наблюдателя. События с езидами в Ираке показали, что, спустя 100 лет, почти ничего не изменилось. Кажется, геноциды в каком-то смысле выгодны сверхдержавам и являются частью международной политики…
Действительно, во время Геноцида сверхдержавы молчали. Подобное поведение продолжается и сегодня. Считаю, что быть в роли наблюдателя – то же самое, что и участвовать в процессе. Есть два вида преступника – преступник-наблюдатель и преступник-соучастник. Многие из этих «молчаливых» стран прекрасно знакомы с реальностью, которая используется ими при необходимости в политических целях. Так что, как во время Геноцида армян, так и в остальных случаях мы не можем полагаться на политику сверхдержав. Необходимо принять за основу человеческую совесть, поскольку в результате геноцидов погибают целые нации, а не власти.
-Вы упомянули о необходимости правового осуждения геноцидов. В нашем случае 100-летнюю дату, зачастую, считают неким водоразделом. Как Вы считаете, имеют ли такие преступления срок давности?
-Считаю, что 100-летие – важная и символичная дата. Получается, что армяне не нашли справедливости, спустя даже 100 лет. А для других народов эта дата означает, что уже 100 лет непризнанный Геноцид армян является основой для других преступлений. Считаю, что не было бы Холокоста, геноцида в Руанде, Косово, Дарфура, геноцида езидов, если б Геноцид армян в свое время был бы признан и осужден. 100-летней датой мы должны сказать свое громкое нет.
Армения должна проинформировать о факте Геноцида армян весь исламский мир. Учитывая, что геноцид был осуществлен мусульманами в отношении христиан, тем не менее, следует избегать постановки вопроса на религиозной почве. Необходимо обязательно отмечать, что это было уничтожением одной нации другой.
Ни в одной религии нет оправдания подобным преступлениям. Армяне должны превратить память о трагедии в силу. Власти Армении должны активно работать в направлении пресечения геноцидов. А призыв «Помним и требуем» мог бы быть дополнен словами «мы запретим осуществление подобных преступлений против других народов».
-Я правильно Вас понимаю – поскольку армяне не получили справедливого суда за совершенное против них преступление, теперь они должны взять на себя роль судьи и по возможности помогать другим народам?
-Да. Как я уже сказал, признание Геноцида армян стало общечеловеческим требованием справедливости. Это начало пути по борьбе против геноцидов. Признание Геноцида армян – проблема не только армянского народа. И это лучший ответ на вопрос, почему я занимаюсь всем этим.
Мои книги, в основном, касаются судеб религиозных, национальных меньшинств Ирака. Одна из книг называется «100 рассказов о меньшинствах». В ней я концентрирую внимание на том, что все геноциды, в первую очередь, рождаются в чьих-то мыслях. Преступнику всегда нужно оправдание, которое потом называется идеологией. В моих книгах я затрагиваю сегодняшние действия «Исламского государства». Если мы сегодня победим «Исламское государство», все равно останется идея, которой они оправдывают, прикрывают свои поступки. В первую очередь, необходимо победить эту идею, чтобы поставить конец подобным событиям.
А сейчас я в Армении, чтобы написать книгу о Геноциде армян. Она будет называться «Молчание и забвение». История начнется с Геноцида армян и завершится геноцидом езидов. Этим я покажу, что вновь и вновь все эти реалии взаимосвязаны, а отрицание одного приводит к совершению другого.
-Какой реакции ждать от мира в преддверии 100-летия Геноцида армян?
-Честно говоря, учитывая историю прошедшего столетия, многого я не ожидаю. Так что, в этом плане я пессимист. Но это не означает, что я должен остановиться, не работать в направлении установления справедливости и не бороться.
Проект осуществляется при содействии Информационно-аналитического центра Аппарата правительства Армении