13/04/2015 19:31
Если бы международное сообщество отреагировало бы на Геноцид армян, 20 век был бы другим
В рамках официального визита в Италию президент Армении Серж Саргсян дал интервью итальянской газете Corriere Della Sera, в котором обратился к 100-ой годовщине Геноцида армян и проводимой Арменией внешней политики. Об этом сообщает Tert.am.
«Если бы международное сообщество коллективно отреагировало бы на Геноцид армян, то 20 век был бы совсем иным, и, возможно, сегодня мы не говорили бы о том, что происходит с христианскими меньшинствами на Ближнем Востоке. Известно, что в случае с Холокостом Гитлер впервые открыто высказался о своем намерении осуществить геноцид в 1939 г., когда публично спросил: «Кто, в конце концов, сегодня помнит истребление армян?». Существует тенденция – недооценивать урок 20-го века и зачастую выгода берет вверх над ценностями»,- сказал президент Армении.
Газета напоминает о том, что 24 апреля исполняется 100-я годовщина Геноцида армян в Османской империи и Армения готовится широко освещать эту дату и направляет призыв к мировому сообществу.
«Наше послание в связи со 100-летием направлено на предотвращение геноцида любого рода. Это требование о политических обязательствах, адресованное всему международному сообществу. И мы имеем на это моральное право. Предотвращение и осуждение этих преступлений не должно зависеть от геополитических интересов. К сожалению, боюсь, что век геноцидов не окончен. На Ближнем Востоке, где главной мишенью стали этнические и религиозные меньшинства, мы становимся свидетелями актов геноцида. Мы пришли к точке, когда необходимы коллективные усилия», - сказал Серж Саргсян.
- Почему 100 лет спустя все еще так сложно прийти к единогласному консенсусу относительно того, что произошло: между тем есть определенное молчание и не только со стороны Турции?
- Исторический факт Геноцида армян не оспаривается, тот же турецкий военный суд в 1919 году за преступление против человечества осудил авторов геноцида. Анкара даже признает, что совершались убийства армянского гражданского населения. Некоторые государства называют это геноцидом, другие – резнeй, третьи – трагедией. Что касается других государств, то отсутствие признания обусловлено их интересами, связанными с Турцией.
- Отношения между Арменией и Италией находятся на довольно позитивном этапе. За последние четыре года годовой объем товарооборота, фактически, удвоился, достигнув с $127 млн до $214 млн. Чего Вы ожидаете в будущем?
- У наших стран общие интересы и одинаковые общечеловеческие ценности. Нашим дипломатическим отношениям с Италией всего 24 года, но наши отношения основываются на тысячелетнем прошлом. В торговых отношениях с Римом мы всего лишь переоформляем нечто, начавшееся в древности, еще в средние века, когда итальянские города-государства действовали по всему периметру армянских торговых сетей. Я уверен, что не потребуется много времени до следующего удвоения, в контексте преимуществ и возможностей для зарубежных компаний посредством развития нашей бизнес-среды.
- Армения является исключением на фоне напряженности отношений между странами Западной Европы и Российской Федерацией. С 1 января текущего года вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном РА является членом Евразийского экономического союза. Но в тоже время, вы находитесь на передовом этапе обсуждений по Соглашению об ассоциации с ЕС. Как эти два фактора согласуются друг с другом? И, вспоминая Украину, где противопоставления двух путей породило кризис, может ли Армения стать моделью решения проблемы?
- На протяжении десятилетий армянская экономика была тесно интегрирована с экономиками стран бывшего СССР. Нашим главным торговым партнером является Россия. Мы лишены энергетических ресурсов и импортируем нефть и газ из Российской Федерации. Присоединившись к Евразийскому союзу, мы получили хорошие цены на энергетическое сырье. Это логичное и рациональное решение. Что касается наших отношений с Евросоюзом, то он вносит решающий вклад в демократические реформы, осуществляемые в нашей стране. В основе нашего выбора - комбинация между интересами и ценностями. Мы - прагматики. Центральным пунктом является открытость со всеми нашими партнерами. Является ли Армения примером? Я не могу ответить на этот вопрос. Время станет лучшим судьей. В одном я уверен: в будущем мы придем к тесному сотрудничеству между Евразийским союзом и ЕС.
- Армения будет в роли катализатора?
- В основе нашей стратегической концепции внешней политики не сопоставление, а сотрудничество и синергия между мировыми силовыми центрами. Приведу другой пример: мы – одна из стран-соучредителей Организации договора о коллективной безопасности, которая включает в себя некоторые страны бывшего СССР, но в тоже время сотрудничаем с НАТО.