11/05/2015 20:49
«Геноцид армян. Нарушая молчание»: «Сто лет вины» - книга о возвращении
В 100-летнюю годовщину Геноцида армян Aysor.am представляет спецпроект, в рамках которого рассказывается о проводимых культурных, научных и общественных мероприятиях.
На днях состоялась презентация повести «Сто лет вины». Наш сегодняшний собеседник автор повести, писатель Мгер Бейлерян.
- Мгер, по теме Геноцид армян есть множество произведений. В чем особенность повести «Сто лет вины».
- На самом деле, к этой теме я давно хотел обратиться, однако не находил решения, пути, по которой должен был донести свои слова. Тяжелая тема, нужно было подумать. И принял решение обратиться к вопросу с помощью стиля магического реализма. Думаю, получилось.
В повести есть персонажи духов, и при процессе прочтения непонятно, кто они. Лишь в конце становится ясно, что эти духи – убитые армяне. Причем, складывается впечатление, что духи – злые силы, которые постоянно мешают жизни героев повести. В конце во всей деревне они оставляют в живых лишь одного человека, и говорят: «Скажешь вашим людям, что мы придем не с Востока, Юга или Севера. Мы выйдем из нашей земли и возвратимся в наши дома».
Я прочувствовал, что турки боятся возвращения армян, у них есть такой страх. Книга сейчас переводится на турецкий. Желаю, чтобы и они, и курды обязательно прочли ее.
- Сколько времени Вы работали над книгой?
Не очень долго. Наверно, около месяца. Когда я воодушевляюсь какой-либо темой, то работаю очень быстро. Сейчас перевожу повесть Геврка Аладжяна «К виселице», и делаю это очень воодушевленно. Геворк в 1925-28 гг. сидел в тюрьме Себастии, проводил там очень активную пропаганду среди курдов и других национальных меньшинств, настраивая их против турков. Кроме того, организовал в тюрьме сбор средств, чтобы помочь оставшимся там малочисленным армянам добраться до США.
- Зачастую бывает трудно урегулировать какие-то вопросы дипломатическим, политическим путем. Иногда бывает необходимо искать альтернативные пути. Таковым является и литература. Согласны, что литература – тоже метод борьбы?
- Да, конечно. Наше основное оружие против турков находящиеся там армяне, число которых, по различным данным, колеблется в пределах 3 млн. Сегодня они скрывают свою национальную и религиозную принадлежность. Их необходимо вернуть культурой, литературой, крещением. Культурный фактор имеет первостепенное значение для возврата Западной Армении.
Турция ведет нечистоплотную политику, но мы должны быть начеку и не поддаваться на демократические заигрывания этой страны. Или они нас окончательно истребят, или мы хотя бы ослабим, развалим Турцию.
- Над какими книгами Вы работали до повести «Сто лет вины»?
- Опубликовал три книги. Первый сборник рассказов называется «Последний день», вторая книга называется «Скифские тени». Она рассказывает о прожитых в России днях. Там я находился по работе короткое время, и попытался поделиться впечатлениями, которые, на самом деле, были отрицательными. Надеюсь, что прочитавшая книгу хотя бы часть людей откажется от работы за пределами родины, или же возвратится в Армению.
Следующая книга относится к поэтическому жанру. Я попытался осуществить немного пропаганды, на этот раз религиозной. Считаю, что церковь стоит во главе нашей справедливой борьбы. И поэзию, и прозу пытаюсь направить во благо родины и церкви.
- Что изменить столетняя годовщина Геноцида армян у нас, в мире, в Турции?
- Мы, как и все думающие народы, имеем два вида внешней политики – открытая и тайная. Думаю, что ведется правильная открытая внешняя политика. Мы должны открыто заявлять, что должны, как соседи, урегулировать отношения после того, как турки посмотрят в лицо своей истории. Одновременно, должны вести и тайную политику по программе освобождения Западной Армении. Считаю, что мы сможем полноценно ослабить Турцию и Азербайджан, если к этой цели присоединится хотя бы часть активных армян, несколько процентов.
Хорошо, что в эти дни очень много говорится об этих 100 годах, и мир обращается к этому вопросу.
- Месса в Ватикане, резолюция Европарламента… Думаете, это результат правильного восприятия реальности, или этими шагами мир пытается, так сказать, «задобрить» и успокоить армян?
- Уверен, что месса в Ватикане – не была формальным шагом, но резолюция Европарламента, по-моему, имеет цель успокоить армян. Европа и США желают «умыть руки», как Пилат, от крови армян. Сейчас они молчат, молчали и тогда. А Ватикан… Честь и хвала Папе Римскому. Он, кажется, в действительности является послом небес на земле.
Должен сказать, что этим Ватикан вернулся в политику и я рад, что самая сильная христианская церковь Европы снова в политике.
- Ваши дальнейшие планы и в сфере литературы и жизни?
- Для меня слова о любви к родине и службе ей значат что-то абстрактное. Необходимо подкреплять эти слова конкретными действиями. По всем возможным направлениям я провожу антитурецкую пропаганду и призываю всех армян, чтобы согласно заповеди Андраника перед тем как засыпать, подумать, что они сегодня сделали во имя Армении и против Турции.
Что касается литературной сферы… Кроме перевода книги, работаю над повестью, сюжет которой связан с персонажем героя. Сегодня в литературе, кино, культуре мы видим недостаток персонажа героя. Герой моей повести прошел Карабахскую войну. В качестве прототипа я выбрал бойца АСАЛА Вазгена Сисляна. Он мой старший друг. Кроме того, включил в этот образ черты характеров участника Карабахской войны Армика Овсепяна и замкомандира отряда «Крестоносцы» Шаге Ачемяна. Они есть, они рядом с нами и являются нашими героями.