18/05/2016 12:44
Маркедонов: Стороны карабахского конфликта не отказываются от максималистских программ
У сторон карабахского конфликта имеется некий минимум готовности к продолжению диалога, но без отказа от максималистских программ. Такое мнение выразил доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, политолог Сергей Маркедонов, касаясь прошедшей 16 мая в Вене встречи президентов Армении и Азербайджана.
«Ильхам Алиев и Серж Саргсян достигли договоренности о следующем раунде переговоров. То есть, дипломатический формат, скорее всего, будет продолжен. Можно ли говорить о прорыве? Если понимать под этим достижение юридически обязывающих соглашений, то, естественно, к этой цели стороны даже близко не подошли. И даже промежуточные результаты не кажутся очевидными. Однако, если отказаться от максималистских оценок, то мы можем констатировать, что мирный процесс продемонстрировал некоторое «возвратное движение». И это, пожалуй, главный итог венской встречи Алиева и Саргсяна», - отметил он.
Вместе с тем, эксперт считает, что никто не даст никаких гарантий, что «маятник» не качнется в другую сторону. «Это не означает скатывание ситуации к новой войне. Речь, прежде всего, о трудностях в достижении всеобъемлющих компромиссов. И вопрос здесь не только в некоем радикализме президентов, но в настрое двух обществ», - утверждает Маркедонов в своей статье, опубликованной на Информационном сайте политических комментариев.
В данной ситуации, по его мнению, одно только сохранение переговоров - уже благо.
«Оговорюсь сразу, обе стороны имеют разный интерес к мирному процессу. Для Армении намного более важны переговоры ради переговоров. У Азербайджана, как у стороны, проигравшей в 1994 году, нетерпимое отношение к нынешнему статус-кво. И после апрельских событий Баку почувствовал драйв и вкус к победам. Однако руководство прикаспийской республики не может не понимать, что донбасско-украинский алгоритм к карабахской истории применен не будет, и она не получит однозначной поддержки ни у Запада, ни у России. Плюс активизация военного взаимодействия с Анкарой ради радикальной перекройки карабахской карты усложняет и запутывает конфликт донельзя, не улучшая отношений ни с РФ, ни с Западом, не говоря уже об Иране. Отсюда, стремление не уйти от переговоров слишком далеко, остаться за столом, даже имея интерес к наращиванию силового давления на оппонента с целью принудить его к уступкам», - уверен политолог.
Таким образом, у конфликтующих сторон имеется некий минимум готовности к продолжению диалога, но без отказа от максималистских программ, отмечает эксперт. «Но политика, как известно, искусство возможного. И этой возможностью не стоит пренебрегать странам-посредникам», - подытожил он.