10/06/2016 15:49
Казимиров: Ильхам Алиев откровенно игнорирует подписанные Гейдаром Алиевым соглашения по карабахскому урегулированию
На всем постсоветском пространстве существует лишь один пример потомственной династии – Азербайджан, где отец «выложился ради возвышения сына» и стоит внимательно рассмотреть, как «наследник» соблюдает преемственность в важнейшем для Азербайджана вопросе – разрешении карабахского конфликта. Об этом на сайте «Независимой газеты» пишет непосредственный участник событий и «архитектор» мирного соглашения по Нагорному Карабаху, полномочный представитель президента России по Нагорному Карабаху, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России, дипломат Владимир Казимиров, возглавлявший в 1992-1996 годах российскую посредническую миссию.
Казимиров отмечает, что, будучи, несомненно, выдающимся политическим и государственным лидером, Гейдар Алиев, с одной стороны, придя вновь к власти, декларировал готовность к мирному разрешению конфликта, а с другой – не выполнял резолюции Совета Безопасности ООН по Карабаху, требовавшие, прежде всего, прекращения огня и военных действий.
Результатом переоценки своих возможностей и просчетов официального Баку стала потеря контроля над семью районами АзССР по результатам войны.
Наследник Гейдара Алиева же не только «воздал должное своему отцу», но еще и учредил культ его личности, всецело переложив отцовские промахи «на настырность армян». «В целом позиция Ильхама Алиева по Карабаху стала менее гибкой, намного более жесткой, чем при отце. Как ни парадоксально, славословия в честь отца заодно служат сыну и для сокрытия явного отхода от ряда важных отцовских установок по урегулированию карабахского конфликта. Примеров тому немало», - отмечает Казимиров.
Если отец декларировал и содействовал разрешению конфликта «исключительно мирными средствами», то его сын, которому давно чужда эта установка, говорит лишь о «предпочтительности мирных средств». Согласно Казимирову, вся политика Ильхама Алиева построена на угрозе возобновления войны за Карабах. Установке на новую войну подчинены и развязанная Баку гонка вооружений, воинственная риторика, инциденты на линии соприкосновения, армянофобия и многое другое, пишет Казимиров.
Также Казимиров подчеркивает подход И. Алиева к соглашениям, подписанным его отцом, суть которых заключается в полном отходе от них. «Например, оспаривается бессрочность прекращения огня и перемирия с 12 мая 1994 года. В Баку делают вид, будто не знают такого приема в документах, как бессрочность обязательств по умолчанию, хотя Азербайджан имеет ряд других бессрочных соглашений. Более того, сами того не замечая, там фактически выставляют Гейдара Алиева каким-то несмышленышем, нечаянно допустившим бессрочность соглашения по умолчанию», - пишет он, добавляя, что в Баку умалчивают, что бессрочно и другое соглашение, подписанное при отце – об укреплении режима прекращения огня.
Как отмечает Казимиров, при Гейдаре Алиева стороны вяло, но все же исполняли свои обязательства по этому соглашению, а при Ильхаме Алиеве Баку перешел к откровенному его игнорированию, как будто бы такого соглашения и не было вообще.
Также он обращается к теме резолюций СБ ООН, к которым любит апеллировать официальный Баку, отмечая, что в годы войны Баку сорвал несколько прекращений огня, пожелав выполнить ключевое, первостепенное требование четырех резолюций СБ ООН – прекратить военные действия, а затем не развел войска, не выполнил своих обязательств, взятых по ряду официально подписанных им соглашений и заявлений.
Официальный Баку и ныне противится практически любым конструктивным предложениям сопредседателей МГ ОБСЕ: отводу снайперов с передовых позиций, расследованию инцидентов, мерам доверия и т.д., что создает очевидный контраст с периодом даже частичной конструктивности при Гейдаре Алиеве и отличие от армянской линии, в целом довольно выдержанной.
По словам Казимирова, Азербайджан на словах борется против сложившегося в зоне конфликта статус-кво, а на деле эффективно закрепляет его подобными инцидентами и тем более операциями, пишет Казимиров, а реакция России и других государств, заинтересованных в мирном разрешении карабахского конфликта, и не могла быть иной.
«Требования международного сообщества мирно урегулировать конфликт лишь усилились. Нарушая свои международные обязательства, Азербайджан противопоставляет себя членам ООН, принявшей резолюцию о верховенстве международного права в международных отношениях», - резюмирует В. Казимиров.