21/09/2016 16:43
«Искандер» и «Смерч» играют стратегическую роль в условиях карабахского конфликта: Интервью с военным экспертом Давидом Арутюновым
Сегодня на параде по случаю 25-летия независимости Армении была представлена находящаяся в распоряжении Вооруженных сил Армении военная техника, в том числе ракетные комплексы, о которых до сих пор не говорилось.
Корреспондент Aysor.am провел беседу с военным экспертом Давидом Арутюновым о продемонстрированных комплексах и различных комментариях.
- Господин Арутюнов, как Вы прокомментируете парад с военной точки зрения?
- В результате апрельской войны возникло изменение некоторого внутриполитического, внешнеполитического и военного баланса. Представленные новые виды военной техники направлены на сохранение военного баланса, его усиление. Оперативно-тактические комплексы «Искандер» и реактивные системы залпового огня «Смерч» – средства стратегического сдерживания. Они играют стратегическую роль в условиях карабахского конфликта. Это оружие имеет довольно большое значение и в стратегическом плане может воздействовать на противника.
- На Ваш взгляд, какой месседж содержал военный парад для внутренней аудитории?
- С внутриполитической точки зрения парад был направлен на нейтрализацию того негативного влияния, которое осталось от военного сотрудничества между РФ и Азербайджаном. Знаете, что в Армении есть определенное недовольство в связи с этим. Была также критика относительно эффективности сотрудничества с Россией. Сейчас то обстоятельство, что Армения – единственная после России страна, которая приобрела ОТРК «Искандер», частично смягчает эту критику.
- Естественно, что Азербайджан не мог не отреагировать на это. Как Вы относитесь к озвученному мнению о том, что Армения продемонстрировала не свою военную технику?
- Все представленные на параде системы, такие, как к примеру «Смерч», «Бук» не являются новостью, поскольку неоднократно продавались и перепродавались. Азербайджан получил часть своих РСЗО «Смерч» от Украины. Следовательно, заявление Азербайджана касается только системы, имеющей большое значение для баланса сил в регионе. Речь, в частности, касается ОТРК «Искандер». Все это время считалось, что Россия вообще не собирается продавать его.
Существует практика, когда действующая на баланс сил система устанавливается страной-союзником и контролируется, если есть военная база. То, что было представлено сегодня, было под знаком Вооруженных сил Армении, посему говорить что-либо об этом бессмысленно.
- То есть, это позволяет утверждать, что в нашем арсенале есть «Искандер».
- Использование этой системы – вопрос политического решения. Независимо от того, имеем ли мы эту систему или нет, вопрос в том, что прежде чем ее применить, мы должны хорошо подумать. Азербайджан тоже должен хорошо подумать. Мы это видели во время апрельской войны. Если вы обратили внимание, в эти дни почти не использовались ни «Смерч», ни «Точка». Азербайджан применил «Смерч» в последние дни, и то в очень ограниченном количестве. Эти системы не используются, поскольку обе стороны избегают эскалации. С этой точки зрения использование такой системы – военный и политический вопрос, который более актуален, чем заявления Азербайджана о том, что ОТРК «Искандер» принадлежит России.