07/11/2016 13:35
Азербайджанское «Дело МНБ». Сказ об огороде, хозяине, борове и козле
Давным-давно, а вернее год тому назад, в тридевятом царстве – восьмидесятипроцентном государстве имел место быть такой случай. Как-то с глубочайшим ужасом и возмущением узнал вдруг хозяин, что мелко-крупнорогатый и безрогий скот его, которому место должно быть положено в хлеву, обломав плетень, щиплет сочную зелень в огороде. Да ладно бы щипал только вершки, так ведь и корешки портит, и грядки все топчет напрочь. И вскипел хозяин, в порыве ярости устроил поголовью своему нагоняй, дескать – «кровь пущу и разделаю всех на мясо. Да как вы посмели окромя своего пайка, то бишь - фуража, огородным добром лакомится, что лишь мне положено». И почудилось всей дворовой живности и соседям, что не миновать кары ни одной скотской голове, да вышло по-иному. За непоправимый морально-материальный ущерб нынче срамит хозяин козла. Запер в клеть и точит нож. А козел блеет в ответ, дескать – «я одни вершки щипал, а за корешки - с борова спрос». И невдомек ему, что ежели пущают козла в огород, то и козлом отпущения ему быть-не миновать...
Вот такова аллегорическая картина скандального «дела МНБ», которым уже целый год тешится азербайджанская публика. Напомним.
Осенью 2015-го в средствах массовой информации поползли осторожные слухи о том, что в министерстве Госбезопасности структурами Генпрокуратуры Азербайджана проводятся серьезные проверки. Вслед за этим последовало официальное опровержение, однако через пару дней провластный ресурс Хаккин.аз со ссылкой на неназванный осведомленный источник заявил, что высшее руководство МНБ действительно оказалось в опале и ожидается раскрытие серьезных правонарушений в сфере его деятельности. Предвкушающей скандал общественности ждать пришлось недолго, а случившееся превзошло ожидания. В октябре месяце по подозрению в халатности, коррупции, превышении должностных полномочий и, наконец, нанесении вреда государственной безопасности были временно отстранены, а потом и вовсе уволены со службы всесильный министр Эльдар Махмудов, замминистра генерал-майор Халил Асадов, начальник аппарата министерства Фархат Вагабов, начальник главного управления по безопасности в сфере энергетики и транспортного управления генерал-майор Акиф Човдаров и еще полтора десятка высших должностных лиц этой структуры. Вслед за увольнениями последовали аресты, произведенные Госслужбой охраны Азербайджана, всесильного ведомства, основоположником которого, кстати, является генерал-полковник Бейляр Эюбов, тот самый, что подписался за место мертвого уже Гейдара Алиева в поддельном политическом завещании, передающем фактическую власть Ильхаму Алиеву. Именно это ведомство пользуется наибольшим доверием действующего президента, поэтому именно ему было поручено столь ответственное дело.
Практически все названные фигуранты оказались за решеткой, кроме, заметьте, Эльдара Махмудова, к мере пресечения которого мы еще обратимся. Тем временем полным ходом шли оперативные следственные мероприятия, производились проверки, допросы, очные ставки и т.д. и т.п., в результате которых было составлено так называемое «Дело МНБ», и многотысячные страницы его для дальнейшего разбирательства из Генпрокуратуры были переданы в Сабунчинский районный суд города Баку. Параллельно проверкам в самом МНБ были вычислены, отстранены от должностей, а в некоторых случаях арестованы чиновники других ведомств, подозреваемые в незаконном взаимодействии с опальной спецслужбой. В частности, были уволены должностные лица из Министерства связи и высоких технологий, в том числе министр Аббас Аббасов, а также был арестован и судим председатель правления ОАО «Международный банк Азербайджана», а по совместительству и сват Махмудова Джахангир Гаджиев, по кличке Джаник. Правда, следствие по делу многомиллионных присвоений в Межбанке шло особняком, однако в прессу регулярно просачивалась информация о преступном взаимодействии сватов.
Одним словом, раскрученный в прессе скандал обещал вылиться в шумный процесс, главным героем в котором должен был быть всесильный министр. Азербайджанская общественность ожидала сенсационных разоблачений деятельности Эльдара Махмудова, главным образом касающихся подрыва политической безопасности государства, так как по началу, не без разрешения высших властей, были анонсированы сведения о двойной, а то и тройной его вербовки со стороны спецслужб иностранных государств. Конкретно поговаривали о Моссаде, ЦРУ и ФСБ, так что публика в предвкушении раскрытия самой настоящей шпионской эпопеи с началом судебных разбирательств глотая слюнки приникла к экранам телевизоров и компьютерным мониторам.
Эльдар Махмудов
Однако, с первых же заседаний Сабунчинского районного суда стало ясно, что вслед за многообещающим трейлером последовало тухлое кино, то бишь, вместо громкого шпионско-политического процесса обществу подсунули обыденные судебные дрязги вокруг дела о банальном чиновничьем беспределе. Впихнули в клеть для обвиняемых Акифа Човдарова, как аллегорического козла и заставили держать ответ за весь вытоптанный огород.
И пошло-поехало: тут тебе и незаконная прослушка граждан, и видеосъемка интима, и присвоение внутриведомственных финансов, и масштабный рэкет бизнеса, и шантаж чиновников, и мошенничество, и рукоприкладство. Словом, вся обглоданная капуста на грядках вменялась козлу. А он бедный крутился-вертелся в клети, чертыхался и все отнекивался, а потом возьми и признай, як с боровом вместе они на дело шли, як боров всем заправлял, а он - козел, на стреме стоял. Да вот беда, ни единой бумажки за подписью борова нет, ни единого факта, один голословный навет: боров тот умный был и письменных санкций на огородный налет никогда не давал. И хоть рыло у него в огородной грязи измазано, нынче сидит он в своем сажке и тихо себе похрюкивает, дескать, авось на одном козле хозяйский гнев иссякнет.
И действительно, скандал с легкой руки Эйнуллы Фатуллаева, в начале будучи окрещенным заголовком «Обыкновенная махмудовщина», в дальнейшем по указанию свыше был откорректирован и переименован в «Обыкновенную човдаровщину». А главный фигурант - бывший министр МНБ Эльдар Махмудов или Мама Эля, как его величают в Азербайджане, с истории опалы которого и начался весь этот сыр-бор, постепенно отмежевался от дела и имя его с каждым разом все реже звучит в контексте скандала. В отличии от Човдарова, Халилова и иже с ними генерал-полковнику Махмудову запястья в наручники не облекали и, как говорят, нынче он коротает время на одной из своих многочисленных вилл в Баку, а точнее на даче в Нардаране, повинуясь прокурорской санкции за названием «домашний арест».
Акиф Човдаров
Правда жизнь Махмудову изрядно подпортили: с работы выгнали, обыски в домах учинили, все что нажито непосильным трудом из сейфов обчистили, и, главное, один-единственный на весь Азербайджан папин бюстик с постаментика скинули (неограниченной квотой на установку папиных бюстиков и изваяний в полный рост в Азербайджане обладает лишь Ильхам Алиев). Однако с другой стороны создается впечатление, что окромя хозяйских подзатыльников более шибкого наказания не последует. Ведь сейчас его особо не дергают и семью не трогают: вон, сынишку без особых препонов за кордон отпустили, а ненаглядная дочка нынче ночами спокойно по бакинским клубам шляется. Буквально пару месяцев назад задержали ее гаишники пьяную в стельку, за рулем полумиллионного итальянского спорткара. Задержали, выслушали мат-перемат и с превеликой кротостью отпустили девку. Значит борзые еще Махмудовы. А отсюда само собой вытекает логическое заключение: либо оставили Махмудову тушку на закуску, либо успел он заключить пакт о ненападении с Ильхамом Алиевым. Относительно первой версии у нас есть сомнения, ибо если б захотел президент упечь Махмудова в пенитенциарку, так не церемонился бы, а разом выписал бы Маме Эле в числе его шайки путевку в какие-нибудь гобустанские апартаменты с писсуаром на шесть нар. Ан не выписал, значит скандал связанный с МНБ действительно имеет двойное дно. И, как кажется нам, поначалу и впрямь Махмудов прогорел в какой-либо антиалиевской деятельности, ведь не зря ходили слухи о том, как заколпачили его иностранные разведслужбы, или о том, что затевал он переворот в республике, уже на будущее застолбив за собой и за близкими все ключевые должности во власти. Однако прогорев, хитрый министр решил пойти ва-банк и выложил перед алиевским носом наисерьезнейший набор компромата, заведомо выверенного, скопированного десятками и аккуратненько раскиданного на хранение по всем континентам: в банковских ячейках, под лукоморьем деревом и в сундучке с кощеевым яйцом... да где угодно.
Выложил и хрюкнул, что если вдруг хоть волосок упадет с его массивной головы, или если заставят его почивать на нарах, то громовыми раскатами пойдут содрогать земную атмосферу факты о самых что ни есть наимерзких проделок алиевской семейки, покруче чем покупки особняков, или экспроприация дашкесанских золотых приисков. Благо, возможностей и инструментариев для приобретения таких фактов у министра госбезопасности было вдоволь. Есть у нас подозрения, что в данном случае не гнушался он добычей информации также сугубо интимного свойства. Разумеется, не хочется Ильхаму Алиеву снова латать дыры давно уже расползшегося по швам своего имиджа, а Эльдару Махмудову, тем паче, не охота резаться в преферанс на пару с Човдаровым в тюряге. И тем более, не для того он годами тырил миллионы, чтобы теперь как разоблаченный в измене, но достойный патриций перед ликом Цезаря вскрыл себе вены в горячей ванне. И потому, очевидно, сошлись оба во мнении, что не гоже бодаться до полного взаимоуничижения и взаимоуничтожения.
Замять все дело уже было поздно, и так как резонанс от анонсированных разоблачений успел вскипятить общественное мнение, пришлось пустить ход дела хотя бы по руслу обыкновенной коррупции и беспредельщины в МНБ, постепенно переведя стрелки от масштабного политического прокола Мамы Эли по направлению к рэкетирским похождениям Човдарова и Ко.
Борову было велено не высовывать пока рыла из сажка, покуда не свалят все на козла. А между тем козлу тому влепят внушительный срок с компенсацией, дабы не щипал вершки и не гадил промеж грядок, с коих овощи предназначены для хозяйского стола.
И хавает теперь азербайджанский пипл весь этот «сказ об огороде», як чистую правду о хозяйской борьбе с обжорством и нечистоплотностью своего скота. А покуда быть стране огородом, от козлов, боровов и плутоватых хозяев никакой плетень не убережет...