12/01/2017 14:42
«Независимая газета»: оставшееся на армянской стороне тело азербайджанского диверсанта красноречиво указывает на инициатора конфликта
Миссия Минской группы (МГ) ОБСЕ 12 января проводит плановый мониторинг на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и Азербайджана. Две группы наблюдателей ознакомятся с ситуацией с азербайджанской и армянской сторон. Накануне же сопредседатели МГ ОБСЕ, курирующей процесс урегулирования карабахского конфликта, выступили с заявлением по событиям конца прошлого года. Об этом пишет сайт российского издания «Независимая газета».
Согласно материалу, деревня Чинари расположена вдали от НКР, в армяно-азербайджанском приграничье. Часть населения давно покинула ее из-за частых обстрелов с азербайджанской стороны. Отмечается, что очередные трагические события в районе Чинари «растворились» в новогодних каникулах. Так, здесь произошли серьезные столкновения - армянская сторона потеряла трех военнослужащих, а азербайджанская – семерых.
«Явно запоздалое заявление МГ ОБСЕ, содержащее соболезнования семьям погибших, призывы соблюдать перемирие и решать вопросы за столом переговоров, по традиции составлено таким образом, что ответственность за инцидент возлагается на обе стороны вроде бы в одинаковой степени. Однако в нем же содержится деталь, которая красноречиво указывает на инициатора конфликта: на армянской стороне осталось тело погибшего азербайджанского военнослужащего, что свидетельствует о диверсионной вылазке», - подчеркивает «Независимая газета».
Так, глава МИД Армении Эдвард Налбандян, комментируя заявление сопредседателей МГ ОБСЕ, заявил, что «дипломаты говорят о том же самом, о чем мы говорим последовательно». Министр подчеркнул, что сопредседатели неоднократно отмечали, какая из конфликтующих сторон отклоняет предложения о внедрении механизмов фиксирования нарушения перемирия, а, следовательно, «на нее и ложится вся ответственность за инциденты». При этом Налбандян не преминул отметить, что «когда азербайджанский диверсант ликвидируется на армянских позициях, всем ясно и без механизмов, кто на кого напал». Он выразил надежду на то, что МГ ОБСЕ будет последовательна в плане реагирования на любое проявление применения силы или угрозы применения силы в зоне конфликта, особенно когда в результате нарушения перемирия есть жертвы, пишет издание.
«Нельзя позволить, чтобы запоздавшая реакция была воспринята нарушителем как терпимость к его действиям. Как неоднократно подчеркивали сопредседатели МГ ОБСЕ, неукоснительное выполнение трехсторонних соглашений 1994–1995 годов является обязательным. Инциденты в результате нарушения этих соглашений неприемлемы и наносят серьезный ущерб процессу урегулирования конфликта», – цитирует газета заявление министра.
Заместитель директора Института Кавказа Сергей Минасян, как пишет «Независимая газета», в свою очередь заострил внимание на некоторой противоречивости заявления сопредседателей, для которых на самом деле «не секрет, какая из сторон инициировала действия около села Чинари».
«Предпринята попытка поставить знак равенства между действиями армянской и азербайджанской сторон, но уже во втором предложении содержится фраза о необходимости возвращения тела азербайджанского диверсанта. Так если эти действия начала не азербайджанская сторона, как тело могло оказаться на армянской стороне?» – подчеркнул Минасян.
По его мнению, эскалацию напряженности в зоне карабахского конфликта можно ожидать в любой момент, несмотря на то что «после четырехдневной войны в апреле прошлого года можно говорить об определенной стабильности».
«Баку вынес уроки из произошедшего или готовит новый удар», – полагает он, напоминая о непрекращающихся тратах Азербайджана на вооружение.
По словам руководителя Института Кавказа Александра Искандаряна, атака в районе Чинари вполне закономерное действие азербайджанской стороны: для Баку это один из способов удерживать внимание мирового сообщества к конфликту. Поскольку лоббирование не помогает и помочь не может, говорит Искандарян, то остается агрессия. По его мнению, новые попытки серьезной эскалации напрямую зависят от финансовых возможностей Баку, иначе говоря, от стоимости углеводородов.
«Из-за падения цен на нефть Азербайджан не является столь же независимым финансово, как раньше», – подчеркнул Искандарян.