11/02/2017 11:58
«Голос Армении»: Премьер вне конкуренции. С кем сравниваем?
Газета «Голос Армении» в номере от 11 февраля пишет: «Руководитель движения "Единство" Арман Варданян недавно переехал из своего офиса в отдельный кабинет на коньячном заводе и в числе прочих приближенных к Гагику Царукяну лиц приступил к исполнению своих обязанностей по подготовке альянса к парламентским выборам. Варданян сообщил в интервью одной из газет, что "команда активных политтехнологов обеспечит высокий профессиональный уровень агитации". Отрадно, что блок решил поднять агитацию на профессиональный уровень.
Говорят, Царукян нанял себе имиджмейкеров из ближнего зарубежья. А вот имиджем лидера партии "Армянское возрождение" Артура Багдасаряна, похоже, никто не занимается. В противном случае этот деятель вряд ли появился бы на публике и перед телекамерами в костюме насыщенного синего цвета и в ядовито- зеленом галстуке, однако вернемся к агитации.
Самой продуктивной, как известно, является агитация наглядная, и в этом отношении РПА всех опередила как по срокам, так и по уровню наглядности. Правящей партии было и есть, что предъявить. Именно поэтому ее лидер президент Серж Саргсян первым назвал имя кандидата на пост премьера.
По новой Конституции главные рычаги управления будут у главы правительства. В случае победы РПА на выборах кресло премьера займет Карен Карапетян. РПА не случайно раньше всех партий и предвыборных блоков "рассекретила" имя своего кандидата на руководящий государственный пост. Очевидно, что кандидаты от других партий и предвыборных альянсов уступают Карапетяну по уровню профессиональной подготовки и интеллекта. Кто может составить ему достойную конкуренцию: Гагик Царукян? Никол Пашинян? Артур Багдасарян? Сейран Оганян? Грант Багратян? А может, Вардан Осканян? Ответ столь же очевиден, как очевидно преимущество премьера на этапе де-факто стартовавшей предвыборной гонки.
Вот оттого-то партии и предвыборные блоки не торопятся оглашать имена своих кандидатов на этот пост, зато много разговоров о том, что первый номер предвыборного списка и кандидат на пост главы правительства не всегда одно и то же лицо. Так или иначе, картина ясна: те претенденты, кто уже известен, проигрывают сравнение, а те, кто станет известен позже, это сравнение тоже проиграют. По определению. Однако вернемся к наглядной агитации.
Споткнется - не споткнется?
Эта агитация происходит каждую неделю: даже за те 2-3 минуты, пока длятся телерепортажи с заседаний правительства, обыватели-оптимисты успевают проникнуться к премьеру симпатией. Скептики сохраняют нейтральное отношение, но негатива нет. Это раздражает оппозиционных деятелей, которые уже окрестили премьера шоуменом.
Что ж, публичная политика во все времена сопровождалась элементами шоу, и в оппозиции шоуменов не меньше, встречаются даже городские сумасшедшие. Торговать лицом - для политика такое же естественное занятие, как торговать ораторским мастерством, походкой, навыками коммуникации. Это нормально.
Удивление вызывает другое: пылкие речи Карапетяна по самым разным вопросам, включая тему реформ, которые следует внедрять на одном дыхании, откровенно диссонируют с выражением лиц участников заседаний кабинета. Слова премьера нередко натыкаются на сытые и безучастные взгляды присутствующих. Их лица выражают сонную апатию.
Создается впечатление, что слова Карапетяна – глас вопиющего в пустыне сонного благополучия и комфорта. В политических кругах заговорили о том, что не все члены кабинета поспевают за премьером, а некоторые издания уже поделились прогнозами по поводу кадровых замен на уровне второго эшелона правительства до парламентских выборов. Не исключено, что до апреля свои места покинут руководители нескольких управлений, а после выборов в правительство, по всей вероятности, будут делегированы представители парламентской коалиции, если, конечно, у РПА по итогам выборов возникнет необходимость заручиться поддержкой других парламентских сил, чтобы обеспечить большинство.
На фоне явных преимуществ действующего премьера по сравнению с теми, кого выдвигают на этот пост партии и блоки, газеты почти ежедневно публикуют "размышлизмы" на тему политической изоляции Карапетяна. На страницах отдельных изданий постоянно говорится о том, что премьер не обладает реальной политической опорой, что в РПА у Карапетяна есть оппозиция, что президент им недоволен, что премьер не сможет потеснить коррупцию, привлечь инвестиции и прочее в том же духе.
Эти агитки сочиняются со знанием дела, однако их КПД ничтожен: воздействие на умы среднестатистических граждан продолжается до очередного телерепортажа с участием Карапетяна. Это обстоятельство заслуживает особого внимания: на протяжении 25 лет армянские СМИ накопили солидный опыт по дискредитации высокопоставленных должностных лиц. Навыки уже пущены в ход.
Оппозиция наблюдает за Карапетяном не потому, что ждет от него успешных шагов и экономических подвижек, а потому, что боится пропустить момент, когда он споткнется. Надо сказать, что люди спотыкаются и на пути к успеху. В любом случае о первой же неудаче премьера будут трубить во все трубы на каждом углу. Наша оппозиция не любит успешных и дееспособных членов правящей силы.
Товарищи не понимают?
Карапетян, точнее, его телевизионный образ (общеизвестно, что для среднестатистического обывателя мнение о политических деятелях в основном формируется посредством экранного образа) прекрасно действует на среднестатистическую публику.
Его обаяние, непосредственность и интеллект работают безотказно. Потенциальные избиратели видят в Карапетяне неподдельное желание что-то изменить, добиться результата. Имитировать либо сыграть такое невозможно. Карапетян в самом деле пытается вытащить страну из ямы, в которую ее вогнали его предшественники, и, к великому сожалению многих, он не из тех, кто быстро устает и опускает руки.
Премьер постоянно делает упор на то, что надо работать на результат. Похоже, однако, что его усилия натыкаются на безучастность. В кадре живой деятельный человек, на которого смотрят сонные лица, давно отвыкшие от какой-либо работы до кровавого пота. И говорить им о том, что только такая работа способна обеспечить результат, бессмысленно. Товарищи не понимают. Может, причина непонимания в том, что этим товарищам никогда не приходилось зарабатывать себе на хлеб насущный в поте лица? Они благополучно сделали карьеру благодаря родственным связям и партбилету, а потому не понимают, о каких это реформах, над которыми надо трудиться, не покладая рук, говорит премьер?
Номенклатура – не чернорабочие. А может, они просто не хотят понимать? Или, может, хотят, но не могут? Отвыкли. Карапетяну была предоставлена большая возможность в деле подбора кадров, но он не мог назначить своих людей на всех уровнях управления. Как выполняются поручения премьера? Об этом будем судить уже в ближайшее время.
Перед выборами общественность будет сравнивать Карапетяна с кандидатами на пост премьера от других партий и блоков. Рассказ Карапетяна о том, что в юные годы он играл в рок-группе, привлек к нему внимание молодых избирателей. Пиджак на спинке кресла, ровный голос, умеренная эмоциональность, умение придать любой обстановке атмосферу рабочего кабинета работают бесперебойно и будут работать на имидж премьера и правящей силы вплоть до парламентских выборов.
Общество привыкло видеть премьеров, застегнутых на все пуговицы. Непосредственность Карапетяна подкупает, подкупает сознание, что человек работает, пытаясь в сложной ситуации обеспечить результат и вселить в общество позитивные ожидания. И уже неважно, будет Карапетян в предвыборном списке РПА или не будет. Избиратель знает, что, голосуя за РПА, он голосует за Карапетяна в кресле премьер-министра. Это знание принесет РПА голоса на апрельских выборах, даже если Гагик Николаевич наймет для своего блока легион политтехнологов. Наглядная агитация – самое мощное средство воздействия, а РПА уже показала будущему электорату товар лицом.
Президент и лидер РПА Серж Саргсян сделал практически беспроигрышный ход, назначив премьера, который вне конкуренции. Осталось обеспечить результат, вывести страну на путь интенсивного экономического развития, не дожидаясь, когда позитивные сдвиги в российской экономике приведут к изменению ситуации в Армении. Эффект новизны является краткосрочным, все правильные слова уже сказаны, скоро придется предъявить что-то в виде конкретного результата. Желательно за неделю до выборов. Это вам любой политтехнолог подтвердит».