13/02/2017 13:52
Аллахшукюр Пашазаде. Азербайджанский Тартюф в чалме или заведующий подпольным лимонадным цехом
В предыдущих публикациях, анализируя некоторые аспекты подрывной деятельности ДУМК во главе с ее бессменным и пожизненным главой Аллахшукюром Пашазаде, мы пообещали отдельной статьей обратиться к бизнес-империи шейх-уль-ислама и методам его обогащения. И хотя данная тема уже не раз муссировалась в прессе, без нее не представляется возможным окольцевать наш цикл публикаций о сложившейся взрывоопасной ситуации в религиозно-конфессиональном поле Азербайджана.
Вообще, личность Аллахшукюра Пашазаде – это кладезь феерического удовольствия, источник невообразимого вдохновения для смакующей тему азербайджанской действительности пишущей братии. Ведь, если бы не разница в целых три столетия, можно было бы с уверенностью утверждать, что именно с него списал Мольер образ своего знаменитого Тартюфа. Шпион, плут, интриган, сребролюб и притвора – шейх-уль-ислам, как в фальшивом флаконе с поддельной этикеткой благочестия, соединил в себе все мыслимые пороки человеческого естества. И такова оценка, прежде всего, азербайджанской общественности, так как приведенные ниже факты вычленены исключительно из публикаций азербайджанской прессы.
Хоть и считается неэтичным тривиальное увязывание внешности человека с его содержанием, однако в данном случае невозможно не подчеркнуть столь очевидное сходство формы и сущности. Своей внешностью шейх-уль-ислам более походит на увертывающегося от налогов заведующего подпольным лимонадным цехом где-нибудь в Хырдалане, нежели на «главу управления мусульман Кавказа». И сей плутовато-хищнический фейс является зеркальным отображением внутреннего мира Аллахшукюра Пашазаде. Разница лишь в том, что лимонадный цех – не его масштаб. На самом деле, шейх-уль-ислам воротит сотнями миллионов долларов, производимых на свет десятками бизнес-проектов и монополий.
Прежде всего, азербайджанские источники упоминают оптовую торговлю картошкой, продажу арматуры, махинации с землей, сети ресторанов и публичных домов. Казалось бы, с какой стати главному духовному сановнику страны заниматься бизнесами столь «эклектических» профилей? И как ему вообще удается подобно Иванушке Дурачку из сказки перепрыгивать из котла в котел, то бишь, присматривать за всем разнообразием своих финансовых потоков? Ответ прост. Пашазаде управляет перечисленными бизнесами посредством многочисленной оравы своих братьев, племянников, кузенов, кумовьев, сватов, зятей, шуринов, пращуров и землячков-прикормышей. Грамотно пораскидав эту толпу на должности в Милли Меджлис, МВД, Таможенную службу, Министерство по налогам, а также в ИВ районов, шейх-уль-ислам наладил надежный механизм управления и крышевания бизнесов. Подобно спруту, клан Пашазаде запустил свои щупальца во все прибыльные сферы азербайджанской теневой экономики и высасывает оттуда грязные деньги, частью которой исправно кормится армия вышеперечисленных родственников и родственники этих родственников, а львиная доля стекается в бездонный карман шейх-уль-ислама.
Однако, одно дело картошка с арматурой, другое – крышевание блуда. Азербайджанские источники утверждают, что гнушаться происхождением своих доходов совсем не в характере шейх-уль-ислама, и потому без угрызения совести он вступил на суперприбыльную стезю сутенерства. Мы же склонны считать, что глубокая религиозность шейх-уль-ислама подвигла его в реальной жизни материализовать для верующих кораническое описание наслаждений с райскими гуриями. В итоге сие служит добротным подготовительным курсом интимных утех для тех же верующих, обеспечивает рабочие места земным гуриям, а вдобавок ко всему лишней монеткой пополняет сундучок благочестивого сановника. В результате никто не в накладе.
Так или иначе, сеть шейхульисламовских борделей раскидана по «злачным» пригородам Баку, как и экспроприированные им земли разбросаны по всей территории Азербайджана. Какова самая приблизительная квадратура всех этих участков, никто точно не знает, однако иногда всплывает информация о тех или иных угодьях, оформленных кадастром либо на имена родственников Пашазаде, либо на баланс структуры ДУМК. Так, совершенно недавно, в контексте провозглашенных Ильхамом Алиевым аграрных реформ, просочилась информация о якобы добровольном возврате шейх-уль-исламом тысяч гектаров земли государству. Оказывается, еще в конце 80-ых в Шабране было выделено 1170 гектаров земли под строительство поселка для бежавших из Узбекистана турок-месхетинцев. Однако за целое десятилетие поселка так и не построили. В 1994г. шейх-уль-ислам выклянчил эти земли у Гейдара Алиева. В результате, огромный участок был выведен из собственности колхоза Ени Айат и был передан ДУМК, якобы, под организацию подсобного хозяйства (?). До последнего времени уступать кому-либо этот участок Пашазаде никак не собирался, однако, видимо, получив взбучку на самых верхах, он решился преподнести вынужденный возврат земли как широкий жест и великодушный подарок погрязшему в экономическом кризисе государству.
Если «светский бизнес» шейх-уль-ислама в основном контролируется ставленниками из родового клана, то выкачиванием финансов из общественно-религиозного поприща он управляет единолично. Благодаря структурам ДУМК, Пашазаде выстроил механизм по безжалостному выдавливанию денег у общественности. Назначенные им муллы по строго фиксированным таксам взымают «подать» с населения за обряды похорон, свадеб, суннета (обрезание) и другие религиозные действа. На самих мулл шейх-уль-исламом наложен «налог», за неуплату которого они лишаются «лицензии» на духовническую деятельность. В результате сего маркетинга среди духовных служителей сложилась жесточайшая конкуренция за клиентуру, следствием которой зачастую становится рукоприкладство. Известно множество случаев кровопролитных драк между муллами прямо на обрядах в присутствии народа. Иногда дело доходит и до убийств. Такие происшествия в свое время были освещены в азербайджанкой прессе.
Кроме собственно самих обрядов шейх-уль-исламу подчинена и монополия на обустройство материальной части религиозных обычаев. В частности, именно ему принадлежат прокатные палатки со столами и посудой, обязательно завозимые и устанавливаемые для поминок по покойному.
Другая статья доходов шейх-уль-ислама – религиозные праздники. К примеру, к праздничным дням священного для мусульман Курбана Пашазаде без особых преград завозит из России и Украины десятки тысяч голов баранов и сбывает скот в городах, тем самым, выдавливая с рынка отечественных производителей мяса. Вообще, отечественная пищевая промышленность уже успела достаточно настрадаться от вмешательства ДУМК в процесс производства и сбыта. Речь идет о так называемых «лицензиях на халяльность», выдаваемых Пашазаде производителям. Без «добра» шейх-уль-ислама ни одна производительная компания не сможет рассчитывать на выгодный бизнес. Потому, мастерски используя «халяльный рычаг», Аллахшукюр Пашазаде стрижет уйму денег с этих компаний. Такая «крутизна» возмущает даже некоторых алиевских прихлебателей.
Так, один из столпов партии Ени Азербайджан, автор исторической фразы о «котлетах Молотова», депутат меджлиса Сиявуш Новрузов то ли из зависти, то ли из чистого любопытства высказал как-то: «Я слышал, что ДУМК выдает лицензии на колбасу. Разве Папа Римский когда-нибудь выдавал такие лицензии?».
Однако оставим Новрузова с колбасой и пройдем далее.
Весьма прибыльным источником доходов Пашазаде является торговля квотами на хадж. Каждый год Саудовская Аравия выдает мусульманским странам квоты, по которым паломники могут посетить Мекку. Делается это для регулировки цен на поездку и пребывание, а также для контроля людских потоков. ДУМК, как уполномоченная от имени Азербайджана религиозная организация, получает квоты от Саудитов, но вместо того чтобы выдавать «путевки» по приемлемым для верующих ценам, завышает стоимость оных в разы. В результате паломники предпочитают осуществить хадж в частном порядке, в обход выдаваемых квот, что обходится намного дешевле. Именно по этой причине совет казиев Управления мусульман Кавказа во главе с Пашазаде издал фетву, согласно которой «Совершивший хадж без санкции Управления мусульман не будет считаться гаджи, паломником». Абсурд данной директивы заключается в том, что во-первых, как уже указывалось в предыдущей нашей публикации, совет казиев ДУМК не имеет права издавать фетвы по причине отсутствия в своих рядах муджтахидов. Во-вторых, ни в коранических текстах, ни в исламской канонике вообще не существует подобного регламента на совершение хаджа. Любой мусульманин, посетивший Мекку с горой Арафат в определенное время года и с целью паломничества, приобретает право именоваться Гаджи. Как видно, в погоне за прибылью Аллахшукюр Пашазаде совсем потерял берега и решил перевернуть с ног на голову выстраиваемую полторы тысячи лет всю канонику ислама.
Впрочем шиитскому миру уже давно не привыкать к такому откровенно кощунственному поведению шейх-уль-ислама. Сребролюбие уже давно довело Пашазаде до полнейшей утраты чувства меры и уважения к своему сану. В обмен на предоставленную возможность тупо заколачивать бабки, шейх-уль-ислам подвизался на поприще лоббинга алиевских интересов. Все бы ничего, ежели делал бы он это от своего имени или, на худой конец, от имени духовенства. Но Пашазаде возьми и ляпни о богоизбранности Гейдара Алиева. Дескать, он от имени Бога уполномочен заявить, что Гейдар Алиев чуть ли не «кровь от крови» Аллаха. «Те, кто против Гейдара Алиева, те против Аллаха» - с таким вот изречением распластался шейх-уль-ислам под пятой своего благодетеля и призвал сделать то же самое всей умме. Дальше – больше. В порыве самозабвенного угодничества, сопряженном с полной утратой способности мыслить, Пашазаде во время предвыборной кампании 2003г. громогласно перефразировал известный исламский девиз – «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк». В медовых устах шейх-уль-ислама девиз превратился в следующее изречение – «У нас есть один Бог, один пророк и один президент, и это Гейдар Алиев». Вот таким вот макаром в мозгах Пашазаде свершилось грандиозное слитие божественных начал в «исламское триединство» (да простят нас правоверные мусульмане), и именно он – Пашазаде, раскрыл мировой умме имя недостающего полторы тысячи лет третьего «божественного звена».
Удостоившись по этому случаю обвинений в богохульничестве и богомерзости, шейх-уль-ислам нисколько не остепенился. Напротив, схожей лести в избытке достается и нынешнему президенту Азербайджана – «Даже походка Ильхама Алиева угодна Аллаху». И зачем же, спрашивается, скупиться на лесть корыстолюбивому сановнику, если сын-президент по примеру отца-президента закрывает очи, или, вернее, поощряет разгул коррупции в структуре ДУМК, благодаря шейх-уль-исламу более походящей на базарную дирекцию. И кроме того, еще и ежегодно наделяет «базарного директора» всевозможными медальками, орденами и званиями, столь любимыми в Азербайджане. А ведь действительно, все без исключения учрежденные в республике звания и отличия не обошли стороной Аллахшукюра Пашазаде: и орден Чести, и орден Славы, и премия «Человек года» и т.п. Изучающего перечень наград и званий Пашазаде человека не покидает ощущение что в конце списка можно нарваться на что-то типа «Мистер бескорыстие», или «Самая изящно скрученная чалма года». Но это к слову. А по сущности Пашазаде и по этой части не остается в накладе у Ильхама Алиева. Учрежденный им в 2005г. «Орден Шейх-уль-ислама» гордо красуется на груди у действующего президента.
Впрочем, глава ДУМК уже успел в избытке наштамповать орден своего имени и наградить им кучу полезных для его карьеры деятелей. В числе счастливцев Гейдар Алиев (посмертно), Алексий Второй, Путин, генсек ОИК Ихсаноглу, Эрдоган, Каримов, патриарх Кирилл, католикос Грузии Илья Второй. Весьма любопытна формулировка в приложении к ордену: «За большие заслуги в деле возрождения и защиты исторических и национально-культурных традиций, национально-религиозных ценностей, упрочения дружбы и братства между народами, за большие заслуги в деле установления мира и толерантности, сохранения и развития нравственных ценностей». Примечательно, что глашатай и поборник всей этой «кучи нравственности и толерантности» Аллахшукюр Пашазаде сам не в ладах с провозглашенными им же ценностями, да и как видно – с головой.
В 2008 г. на встрече с главой «Центра толерантности» Лос-Анджелеса раввином Абрахамом Купером, Пашазаде, ничуть не смущаясь, ляпнул дословно, что «переговоры с армянами не приводят к решению карабахского конфликта, потому что ложь и предательство в крови у армян». Даже имам соборной мечети Джума в Баку Гаджи Ильгар Ибрагимоглу, услышав подобную гневную филиппику Пашазаде, обвинил последнего в ксенофобии, дескать, ай гардаш, проветри себе мозги, если таковые вообще имеются.
К слову, подавляющее большинство суннитских и шиитских духовных авторитетов Азербайджана вообще относятся к личности шейх-уль-ислама с превеликим пренебрежением. Они не остерегаются даже публично окунать изгадившегося сановника в грязь, им же порожденную. Достаточно вспомнить, как в 1996г. ректор Бакинского Исламского университета Гаджи Сабир Гасанли прилюдно обвинил шейх-уль-ислама в коррупции и в связах с КГБ. По этому поводу примечателен и опубликованный недавно сайтом WikiLeaks информационный доклад американских дипломатов своему начальству в Вашингтоне о личности и роли Пашазаде в Азербайджане. Лишь одно предложение из депеши достаточно выпукло характеризует истинный образ шейх-уль-ислама: «Аллахшукюр Пашазаде – полковник КГБ, не пользующийся авторитетом среди мусульман Азербайджана».
Вот такой получилась у нас обрисовка портрета верховного духовного сановника Азербайджана по статусу, а на деле, облаченного в мантию благочестия обыкновенного плута. «Шейтаншукюр Пашазаде, Верховный картошечник Азербайджана…». Какими только прозвищами и кликухами не окрестили сами азербайджанцы своего духовного предводителя. Иной чести не заслуживает человек, залезающий в карман оплакивающих своего покойника домочадцев, сребролюб, без исключения стригущий деньги со всего, что прибыльно, форменный Тартюф в чалме, оплевавший своим образом жизни саму суть религии, блюсти каноны которой, собственно, и был приставлен сам в качестве верховного сановника.
Учитывая бесспорное наличие в Азербайджане большого количества благоверных мусульман, не зараженных бациллой духовного вырождения, все же невозможно не констатировать скатывание этой страны со стези истинного шиизма. Конечно, это внутреннее дело самого азербайджанского общества. И нас, армян, оно интересует постольку, поскольку нарастающая атмосфера духовно-религиозного разброда в соседней, мягко говоря, недружественной нам стране, только способствует укоренению всевозможных фобий на националистической, расовой и псевдорелигиозной почве. И покуда это так, нам с аллахшукюровским Азербайджаном уж точно не по пути.