14/02/2017 17:16
«Голос Армении»: «Но армяне не покинули свои дома»
Газета «Голос Армении» в номере от 14 февраля пишет: ««13 января 1992 г. при обстреле города Шаумяновска азербайджанская сторона впервые применила боевую реактивную установку залпового огня "Град". (…) С февраля "Град" начал применяться при обстреле жилых кварталов Степанакерта. В результате город имеет колоссальные разрушения, население практически живет в подвалах домов» (из доклада Российского правозащитного центра "Мемориал"). "21-25 января была в Степанакерте. В городе по-прежнему нет ни электричества, ни воды. Вода достается с таким трудом, что стыдно пить чай. Талоны на продукты отоваривать нечем. В городе уже есть случаи опухания от голода... Степанакерт напоминает кинохронику блокадного Ленинграда" (из статьи Анжелики Чечиной в журнале "Новое время", N8, 1992).
Даже эти страшные цитаты неспособны в полной мере передать весь ужас ситуации, сложившейся в Степанакерте зимой 1991-1992 гг. Начавшаяся летом-осенью 1989 года транспортная блокада к тому времени обрела уже абсолютный характер. Единственная железнодорожная ветка была наглухо закрыта со стороны Азербайджана. Автодороги из Армении, также пролегавшие исключительно по азербайджанонаселенным пунктам, давно превратились в "дороги смерти": "каменная война", нападения, грабежи и разгром грузов, насилие, зачастую убийство или похищение водителей сделали их непроезжими. Блокада носила не только внешний, но и внутренний характер: Степанакерт был отрезан от окружающих сел, лишившись возможности получать оттуда продовольствие.
Город переживал настоящую гуманитарную катастрофу. Блокада, отсутствие электричества, газа, воды, острый недостаток продуктов питания, эпидемии и болезни, десятки тысяч беженцев, безнаказанные убийства и похищения мирных жителей, пытки и издевательства, угон скота, кража имущества, поджоги и погромы... Политика государственного террора официального Баку, получавшая неприкрытое пособничество и поощрение Кремля. С ноября 1991 г. начались обстрелы артиллерией и противоградовыми ракетными установками "Алазань" и "Кристалл". А 13 февраля ко всему этому добавилась еще и реактивная система залпового огня "Град": Азербайджан методично и последовательно обстреливал столицу Арцаха из оружия массового поражения, применение которого против населенных пунктов запрещено международными конвенциями. Как это ни странно прозвучит сегодня, но первый председатель Минской группы Марио Рафаэлли нашел в себе мужество публично признать применение запрещенного оружия со стороны Азербайджана.
В феврале-марте 1992 г. жителям Степанакерта выдавалось по 400 граммов муки и 200 граммов сахара на человека в месяц. Люди, по сути дела, жили в подвалах, ежедневно погибали десятки человек, в том числе дети, при прямом попадании в дом гибли целые семьи. Врачи работали в подвалах при свете дизель-генераторов. За водой из родников приходилось часами стоять в очереди. "В наши дни вряд ли есть в мире другое место, где люди находятся в таких, поистине адских условиях. Наибольшее число жертв - среди гражданского населения. Несколько раз объявляли, что договорились о прекращении огня, и каждый раз азербайджанская сторона нарушала договор и начинала обстрел из установок "Град", - вспоминала баронесса Керолайн Кокс в интервью парижской газете "Русская мысль" под заголовком "Эта часть мира превратилась в сущий ад".
Авиация, которая до весны 1991 года еще как-то помогала осажденному городу держаться, доставляя самое необходимое (топливо, продукты питания, медикаменты), осенью также вынужденно прекратила действовать. Расположенный в поселке Ходжалу аэропорт стал небезопасен, а вскоре и вовсе недоступен для полетов. Делегация Первого международного Сахаровского конгресса свидетельствовала в своем докладе: "16 июля часть нашей делегации, прибывшая из Еревана в Степанакерт, была подвергнута грубому обращению служащими ОМОНа в аэропорту Ходжалу. Пятеро жителей НКАО, летевших с нами в одном самолете, по прибытии были задержаны на наших глазах. Когда мы стали протестовать, нам угрожали. В аэропорту Ходжалу пассажиров армянской национальности систематически оскорбляют, подвергают избиениям и унижениям. Молодых женщин и девушек заставляют раздеваться донага в присутствии сотрудников азербайджанского ОМОНа, отбирают деньги, драгоценности". Ныне член Европарламента Яромир Штетина, который с 1991 года посещал регион как представитель чешской гуманитарной организации People in Need и журналист, приводил ужасающие подробности блокады Степанакерта и глумления над армянами в аэропорту Ходжалу, в котором безраздельно хозяйничал азербайджанский ОМОН.
Единственным способом спасти от планомерного физического уничтожения 80-тысячное население Степанакерта, 30 тысяч которого составляли беженцы, был прорыв блокады. Альтернативы у военного руководства Арцаха и Армении не оставалось: только освобождение аэропорта и восстановление воздушного сообщения могли предотвратить массовую гибель людей. Блестящая военная операция по освобождению Ходжалу, проведенная в ночь на 26 февраля 1992 года, дала умирающему городу глоток свежего воздуха и подарила надежду на спасение и победу. Согласно официальным данным, за весь период блокады и систематических артобстрелов Степанакерта до середины марта 1992 года погибли 227 человек, 391 был ранен, около 1000 жилых домов и государственных объектов разрушено или повреждено. 18 мая освобождением Бердзора блокада была прорвана уже полностью.
К сожалению, последовавшая затем дипломатическая и информационная пассивность армянской стороны позволила Азербайджану полностью извратить суть событий. Более того, тема блокады и обстрелов Степанакерта из запрещенных видов оружия была похоронена под массивами пропагандистской лжи Баку, так и не став фактором в переговорном процессе как доказательство геноцидальных целей Азербайджана, - одно из многих. Молчание мирового сообщества позволило властям Азербайджана продолжать разнузданную войну против мирного населения и стало, по сути дела, отправной точкой уже в постсоветский период для фактического поощрения и безнаказанности преступной политики Баку. Плоды которой мы имели возможность наблюдать все последующие годы, вплоть до апреля 2016-го, когда азербайджанские вооруженные силы предприняли аналогичные чудовищные преступления против мирных граждан Арцаха, преследуя те же цели, что и 25 лет назад.
Стоит напомнить сегодняшнему руководству Баку вынужденное признание госсекретаря Азербайджана Лалы Шовкет Гаджиевой летом 1994 года: "Свыше ста дней мы ежедневно, днем и ночью бомбили Степанакерт из разных точек, но армяне не покинули свои дома". Как и стоит властям этой страны зарубить у себя на носу, что армяне никогда и ни при каких обстоятельствах, даже под угрозой физического уничтожения, не покинут свои дома, не покинут свою родину. Эту высшую степень преданности и любви к родной земле армяне доказывали все последующие после страшной зимы годы, продолжая жить и созидать на родине предков, и будут продолжать доказывать и дальше - всегда. Потому что тогда, в феврале 92-го, мы усвоили еще одну простую истину: надеяться нужно только и только на свои силы - на военный гений полководцев, высочайший дух офицеров и рядовых, мужество и стойкость народа».