16/02/2017 11:46
Мехрибан Алиева - козырная дама Ильхама Алиева, будет задействована в ближайшее время
В Азербайджане, похоже, набирает силу интрижка по поводу будущей структуры и возможного кардинального переформатирования власти.
Ровно две недели назад бакинская пресса опубликовала заявление лидера религиозной общины бакинской мечети «Имам Хуссейн» главы религиозного общества «Товбе» (Покаяние) и руководителя «Движения народного единства во имя Родины» Гаджи Абдула Абдулзаде, в котором он призвал власти и общественность к следующим выборам выдвинуть на должность президента кандидатуру Мехрибан Алиевой.
Само заявление Гаджи Абдула не сенсационно, так как он не впервые выступает с данной инициативой, однако на сей раз весьма примечателен некий тонкий нюанс в его новых аргументациях. Напомним, что впервые Гаджи Абдул заговорил о кандидатуре Алиевой еще во время президентской кампании 2013 года, и в дальнейшем не раз возвращался к этой теме. В ноябре 2016 года он дал интервью агентству «Туран», в котором подробно изложил преимущества предлагаемой им комбинации смены власти. Он намекнул, что Мехрибан ханум влила бы новую кровь и свежесть во властную номенклатуру и в целом изменила бы лицо государства, гарантируя при этом незыблемость политического верховенства семьи Гейдара Алиева. По сути, предлагаемая им формула преемственности должна удовлетворить и Ильхама Алиева, который может уйти на отдых со спокойным сердцем, и недовольное сложившейся экономической ситуацией общество, в представлении которого личность Мехрибан ханум мерцает в позитивном свете. Однако, если раньше Гаджи Абдул настаивал на необходимости прямого избрания Мехрибан Алиевой в президенты, то ныне, после поправок в Конституции, он предлагает назначить ее поначалу на должность первого вице-президента, а потом уже путем выборов избрать президентом.
Примечательно, что до нынешнего времени партия «Ени Азербайджан» всячески пыталась показывать, якобы, свою непричастность к высказываниям Гаджи Абдула, дистанцировалась от него, говоря обычным и внятным языком, «прикидываясь дурачком». Даже некоторые депутаты от властной партии в свое время нелицеприятно высказались в адрес Гаджи, дескать, кто он такой, чтобы выступать с подобными инициативами, и по какому праву он уполномочил себя влезать в чужой огород, то бишь в «святая святых» Азербайджана - алиевскую семью?
Однако, как говорится, и ежу понятно, что ни Гаджи Абдул, никто другой в Азербайджане не посмел бы периодически распространяться на данную щекотливую тему, если Алиевы в действительности не хотели бы этого. Наоборот, дело пахнет настоящим политическим заказом сверху. Супруги Алиевы посредством незадачливого старика, который в Азербайджане заслужил славу эксцентричного религиозного и общественно-политического деятеля, усиленно зондируют электоральную почву, прощупывают реакцию народонаселения на сценарий задуманной комбинации по смене, или вернее «пересменке» власти. И не случайно, что миссия доверена человеку, помимо общественно-политического движения возглавляющему еще и религиозную общину.
Дело в том, что в исламском мире политическая карьера женщины всегда сопряжена с определенными трудностями. Лишь единицам, подобно Беназир Бхутто, удавалось своей харизмой перевесить негатив общества по отношению к данному явлению. Конечно, считающий себя светской страной Азербайджан в данном плане далек от Пакистана, но в Баку не могут не учитывать реакцию внутренних религиозных элементов всего исламского мира в целом. Ведь целиком и полностью западнический образ поведения Мехрибан Алиевой в качестве первой леди - это одно, а в качестве главы государства - совсем другое. Именно поэтому в роли «щупальщика» почвы избран Гаджи Абдул, человек религиозного склада мышления, обладающий определенным авторитетом среди бакинских и нардаранских шиитов, который, как бы, заведомо оповещает, что возможное президентство женщины ни в коей мере не претит законам ислама. «Сегодня решается не судьба религии, мы говорим о судьбе страны», - таков вердикт Гаджи Абдула.
И действительно, версия о решении продвинуть Мехрибан Алиеву на президентство весьма правдоподобна. Экономический кризис усугубляется, в народе зреет недовольство властью. Команда Ильхама Алиева, как показало время, не в состоянии реформировать государственный организм, искоренить коррупцию и направить ход дел в нужное русло. На фоне явных неудач имидж президента стремительно падает, и в создавшейся ситуации перед Ильхамом Алиевым встает проблема выбора: либо он, единолично оставаясь у власти, вообще теряет ее через определенный отрезок времени, либо не идет на следующий срок, уступает формальное первенство жене, и тем самым временно гасит общественное недовольство, выигрывает время и, самое главное, сохраняет власть для семьи в целом. Вероятно, второй вариант и ляжет в основу сценария будущих политических развитий в Азербайджане.
По словам Гаджи Абдула (отныне не следует авторство этих мыслей приписывать ему), Мехрибан Алиева имеет большие связи за рубежом, пользуется благосклонностью мировых политических центров, любима общественностью Азербайджана и хорошо владеет политико-экономической ситуацией в стране, поэтому альтернативы ей нет и она «должна стать президентом».
И здесь же обратимся к тому самому новому нюансу в гаджиабдуловской аргументации, о котором было упомянуто в начале статьи.
Дело в том, что до своего последнего заявления в феврале 2017 года по поводу президентства Мехрибан Алиевой, Гаджи Абдул в этом контексте ни разу не касался карабахской темы. Даже в довольно пространном интервью агентству «Туран» духовный сановник не упомянул вопрос азербайджано-арцахского конфликта. А в заявлении от 2 февраля он, в числе достоинств Мехрибан Алиевой, высказал дословно следующее: «Мехрибан Алиева также способствует урегулированию карабахского конфликта путем переговоров».
Оценить эту фразу иначе, как вполне конкретный сигнал обществу, никак нельзя. Это, несомненно, ключевая фраза всего заявления, из которой следует, что Ильхам Алиев посредством выталкивания на вершину власти своей жены будет стремиться вывести Азербайджан из тупика, в который сам он его и завел. Дело в том, что анонсируемый им годами силовой возврат Карабаха потерпел фиаско. Ничего путного из апрельского наступления не вышло, и растиражированная хвальба в адрес азербайджанской армии и верховного главнокомандующего так и повисли в воздухе, вместе с вопросом, как были потрачены десятки миллиардов долларов бюджетных денег на «победную войну».
Отступать от военной риторики Алиеву поздно, вновь инициировать боевые действия - накладно и крайне опасно. Переговоры в полном тупике. Что же остается делать Алиеву, чтобы сохранить лицо? Естественно, вывести на политическое поле жену и передать ей кресло «верховного главнокомандующего». Вернуть Карабах силой, разрушить Ереван, стереть с лица земли Армению она лично и прилюдно не заявляла. С нее у азербайджанского общества спросу нет. С ней армяне могут возобновить конструктивные переговоры. И в конце концов, как женщина она может без ощутимого урона имиджу страны смягчить позиции Азербайджана в карабахской повестке и ослабить напряженность в азербайджанском обществе, объективно не желающем влачить тяготы войны и вкушать ее ужасы.
По сути, Мехрибан Алиева - помимо жены еще и последний политический козырь в руках Ильхама Алиева, своевременно не воспользовавшись которым, он рискует окончательно потерять свое лицо и власть семьи.
И потому вероятнее всего козырная дама будет задействована в игре в ближайшее время.