13/03/2017 12:44
«Коммерсантъ»: Падение уровня добычи нефти приведет Азербайджан к долговому кризису
В начале ХХ века столица Азербайджана - Баку - была мировой столицей нефти. Тот бум закончился революцией. Сто лет спустя Азербайджан пережил еще один нефтяной бум. И тоже недолговечный. Об этом пишет обозреватель российской газеты «Коммерсантъ» Александр Зотин.
Согласно материалу, резкий рост добычи нефти и газа в Азербайджане в 2000-х гг. совпал по времени с ростом цен на углеводороды. В итоге сочетание эффекта низкой базы 1990-х гг. и роста добычи и цен на углеводороды привело к высоким темпам роста экономики.
Так, с падением мировых цен на нефть рост ВВП Азербайджана снизился в 2015 году до 1,1%, а 2016 год стал первым годом рецессии за последние 20 лет, ВВП упал на 3,8%.
Однако, впереди у Азербайджана еще одно испытание. В частности, контракт на разработку месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) с британским нефтяным гигантом «British Petroleum» (BP) заканчивается в 2024 году, а никаких новых крупных месторождений не обнаружено, хотя геологоразведка в стране была достаточно активна во время бума.
Представители BP подтверждают прогнозы по снижению добычи. Еще в 2013 году региональный президент ВР по Азербайджану Гордон Биррел заявил, что добыча на АЧГ упадет с 0,6-0,7 мбд. в 2013-2017 гг. и приблизительно до 0,5 мбд. в 2023 году. При этом, как подчеркивается, данный показатель может быть еще ниже, так как этот уровень будет зависеть от инвестиций ВР, поскольку с учетом того, что цены на нефть в 2013 году были в два раза больше, чем сегодня, привлекательность этих инвестиций уже не такая высокая.
«Даже если предположить, что эти прогнозы чересчур пессимистичны, Азербайджану все же стоит готовиться к дальнейшему снижению», - подчеркивает обозреватель «Коммерсанта».
Падение добычи повлечет за собой оскудение нефтедолларового потока, продолжает автор материала. Поддержать прежний уровень расходов отчасти поможет Госнефтефонд Азербайджана (ГНФ), резервы которого не безграничны, особенно учитывая высокую зависимость госбюджета от трансфертов из фонда и возросший в последние годы уровень госдолга (с 12% ВВП в 2010 году до 36% ВВП в 2015 году).
«Будущие проблемы Азербайджана в связи с исчерпанием блока АЧГ были хорошо известны экономистам. Еще в 2004 году в брошюре МВФ “Managing Oil Wealth: The Case of Azerbaijan” экономисты фонда предупреждали правительство о краткосрочности нефтегазовой ренты и необходимости адаптации бюджетной политики к снижению доходов после 2024 года», - отмечает Зотин.
Более того, согласно информации, высокие трансферты начиная с 2008 года из фонда в бюджет нарушали «Долгосрочную стратегию управления нефтегазовыми доходами на период 2005-2025 годов». В этом документе указывалось, что уровень сбережений ГНФ не должен быть ниже 25% от его поступлений после достижения пика производства.
«Отказ от этого правила неизбежно приведет к тому, что государство для поддержания уровня расходов при снижении добычи и (или) падении нефтяных цен будет вынуждено либо исчерпать ГНФ, либо получить высокий дефицит бюджета, либо и то и другое.
Эта ситуация создает неустойчивость всей конструкции государственных финансов и грозит Азербайджану долговым кризисом или резким снижением уровня жизни населения, что, возможно, произойдет уже в середине 2020-х годов», - продолжает обозреватель «Коммерсанта».
Вместе с тем, азербайджанские власти постоянно призывают к диверсификации экономики. Однако ненефтяной сектор экономики слаб: доля обрабатывающей промышленности в общем промышленном производстве в 2014 году составила 11,2%, а если исключить нефтеперерабатывающую промышленность, меньше 10%. При этом еще в 2005 году ее доля составляла 17,2%.