24/03/2017 09:48
Кризис жанра: От искусства гейдароваяния к вехе ильхамоваяния
Похоже, Азербайджан пережил пик расцвета монументального скульптурного искусства, обогатившего мировое культурное наследие таким уникальным жанром, как «гейдароваяние». Однако, по-видимому, вызвано это не финансово-экономическим кризисом (Алиевы, как известно, не жалеют средств на размножение папиных статуй), а по вполне банальной причине. В благословенной стране огней не осталось ни одной площади и ни единого скверика, где бы уже не был увековечен в металле или камне общенациональный лидер.
Полностью исчерпан даже список закордонных вакантных мест, кои можно было за определенную мзду обогатить гордо-величественным памятником Бабы. Да и ненадежно вкладываться в такое дело за рубежом, не будучи стопроцентно уверенным, что местные власти под нажимом горящих завистью армян не передумают и не выкинут на свалку демонтированное гейдароваяние, как это уж было, к примеру, в Мексике.
Так что, некогда исправно плодившие бронзовых, мраморных и гранитных высокохудожественных гейдаров азербайджанские скульпторы, ныне лишились крупных заказов и переключились на кладбищенскую халтуру. Но скульпторы не унывают. Они с нетерпением ждут гейдароваятельного ренессанса, который непременно наступит в следствии клятвенно обещанного Ильхамом Алиевым бизимдиря. Ведь на днях, по случаю праздника Новруз, президент опять заверил в неминуемости «возврата земель». А это значит, что госзаказ на гейдаровские памятники увеличится в разы даже по сравнению с прошлыми лучшими годами. Подумать только, сколько памятников Бабе должно будет понаставить и в Агдере, и в Агдаме, и в Ходжаванде, и в Шуше. Сколько скверов, парков, площадей и улиц будет надобно украсить скульптурами общенационального лидера. А если, как поговаривают, Ханкенди будет переименован в Гейдарабад или Гейдаракенд, то тогда можно будет самим скульпторам выступить с инициативой о воздвижении на месте сепаратистско-террористических «Деда и бабки» гигантского монументального ансамбля «Гейдар Спаситель» с величественным Бабой посередине и в окружении благоговеющих карликовых нефтяников, чабанов, хлопкоробов и бравых аскеров.
А там глядишь и Зангезур с Зангибасаром, Басаркечаром и даже самим Иреваном, то бишь, весь исторический Западный Азербайджан будет отвоеван и присоединен к нынешней республике. Тогда никаким материалом не напастись для создания тысяч гейдароваяний.
Однако, как не прискорбно, далеко не всегда мечтаниям суждено превратиться в реальность. Реальность же такова, что заветный бизимдирь запаздывает, а злостные армяне вовсе не желают оставить оккупированные земли и обзавестись азербайджанским гражданством под сенью гейдаровских колоссов.
Между тем, высокое искусство не должно топтаться на месте, и не гоже азербайджанским роденам губить художественный дар на штамповку кладбищенских истуканов заслуженных дохтуров, профессоров, чиновников, актеров и другой мелюзги. Надобно прежде развернуть идейное содержание гейдароваяния от застойного традиционного монументализма в сторону прогрессивного искусства малых форм, с обширным набором пластических решений и разнообразием форм.
Сие, во-первых, обогатит стилистику сложившегося жанра, явится новым источником для вдохновения, а, во-вторых, стимулирует государство на заказ новаторских гейдаров, которые, кстати, вполне могут иметь кроме чисто эстетического и прикладное назначение. Можно, к примеру, оснастить уже наличествующие фонтаны извергающими воду из ротовой полости гейдаровскими статуями наподобие Нептуна или Ахелоя. Можно также уподобить изваяния общенационального лидера брюссельскому «Писающему мальчику» и, тем самым, одарить бакинский пешеходный люд питьевой водицей из озера Джейранбатан. Не грех и вовсе пойти по пути авангардизма и отлить бронзовых гейдаров в качестве фонарных или указательных столбов. И практично, и метафорично, и идейно! А можно вообще, на ряду с упомянутым разнообразием, обогатить традиции гейдароваяния более сжатыми формами, по примеру канцелярских бюстиков и сувенирных матрешек. Опять же - идейно и практично! На алиевские бюстики можно чиновникам молиться в кабинетах, не съезжая с места, можно ими колоть орехи и запускать в нерадивых подчиненных… Да мало ли что можно… А матрешки в виде общенационального лидера можно назвать гейдарушками и обдаривать ими высоких гостей, также счастливым приобретателям можно надежно припрятывать всякую всячину, от манатной заначки до крысиного яда.
Одним словом, креативных идей – хоть отбавляй… Нужно только иметь фантазию и заинтересовать в том государство. Но тут, надобно признаться, могут быть определенные сложности. А вдруг Ильхам Гейдарович свернул заказы на отцовские памятники не по причине убытка новых мест для их воздвижения, а из соображений иного толка. Ведь многолетнее пребывание у власти могло пробудить в нем чувство превеликой зависти с вопросом, «а почему, собственно, одному папаше должно выпасть столько вековечной славы за спасение и безаналоговое развитие Азербайджана? Чем же мой натюр не хорош для ваяний?».
В таком случае это может означать, что в скульптурном искусстве Азербайджана грядет новая веха, овеянная величием ильхамовской личности, веха ильхамоваяния.
А амбициозность и нарциссизм огульно бизимдирствующего президента никак не дадут скульпторам отделяться от него старым добрым академизмом гейдаровских изваяний со стандартно приподнятой рукой и милой улыбкой на лице. Вероятно, Ильхам Алиев будет требовать своего художественного исполнения в разнообразнейших обстоятельствах, позах и формах: и ораторствующим перед общественностью консулом Тиберием Гракхом, и чмокающимся с пастухом царем Соломоном, и погруженным в себя Буддой, и с орлиным взором наблюдающим за Аустерлицким сражением Наполеоном… Не стоит исключать даже конные статуи на манер кондотьера Гаттамелаты или императора Марка Аврелия. Одним словом, ильхамоваяние может вылиться в настоящий фейерверк жанров, тем, стилистики и, конечно же, больших манатов. Лучшего подарка азербайджанским ваятелям и быть не может. И долой гейдароваяние с его опостылевшим академизмом…
Однако же опять, как не прискорбно, не всегда мечтаниям суждено превратиться в реальность. Геройствующему Ильхаму Алиеву скоропостижная смерть пока не светит, а отбизимдиренного в сладостных фантазиях Ханкеди, на практике не видать, как своих ушей.
Хотя не мешало бы наплевать президенту на все условности. И госзаказами наплодить себя в превеликом множестве, прижизненно, и без Ханкендов с Иреваном.
А пока президент в раздумьях, изнывающим по высокому искусству азербайджанским ваятелям ничего не остается, как подрабатывать кладбищенской халтуркой.