02/05/2017 10:18
«Голос Армении»: Оккупация Геташена
Газета «Голос Армении» в номере от 2 мая пишет: «6 лет назад началась операция "Кольцо" - одно из многочисленных преступлений Азербайджана против армянского народа, совершенное при политической и военной поддержке советского руководства и армии.
30 апреля 1991 года навсегда вошло в историю, как начало наиболее масштабной агрессии довоенного периода против Арцаха. 30 апреля вошло в историю, как день потери двух армянских сел – Геташена и Мартунашена. 30 апреля 1991 года вошло в историю, как одна из наиболее позорных страниц СССР, когда руководство страны и советская армия развязали террор против собственного народа – по приказу Горбачева.
"Кольцо" – разработанный в Баку с помощью советских генералов план военно-террористической операции, направленный на этнические чистки и захват территории исторически непрерывного проживания армян – Арцаха и приграничных районов Армении. В последний год существования СССР Кремль вошел в циничный сговор с руководством Азербайджана, оказав последнему широкую военную поддержку в жесточайшей агрессии против советских же граждан. По словам русского публициста и писательницы Инессы Бурковой, "фактически операцией руководил Борис Громов, который в свое время апробировал эту схему в Афганистане и с абсолютной точностью, один к одному провел ее в Карабахе". Писатель и дипломат Виктор Кривопусков проводит те же аналогии: "Операция "Кольцо" стала беспрецедентным по масштабам, жестокости и афганизированным по содержанию мероприятием против армянского народа Нагорного Карабаха". В Баку понимали, что без помощи советских танков, авиации и войск азербайджанский ОМОН, при всей своей свирепости в отношении гражданского населения, неспособен был бы справиться с уже организованным к тому времени армянским ополчением.
Операция продлилось более трех с половиной месяцев – до 20 августа, когда в Москве провалился путч ГКЧП. За этот период нападениям и этническим чисткам подверглись около 30 сел Северного Арцаха, убито, в том числе самыми зверскими способами, более 100 человек, около 10 000 были депортированы. Началось все с Геташена и Мартунашена – северных ворот Арцаха, самого удобного плацдарма для наступления вглубь территории ареального проживания армян. Изначально нападение было запланировано на 24 апреля, однако оно провалилось: один из подходивших к селу советских танков упал в ущелье. Сам факт того, что был выбран день памяти жертв Геноцида армян, имел зловещий смысл, цинично подчеркивая общность целей и методов палачей начала и конца ХХ века.
Благодаря ряду журналистов, публицистов и правозащитников имеется множество свидетельств о той беспредельной жестокости, с которой проходила горбачевская "проверка паспортного режима". Приведем отрывок из статьи московского журналиста Владимира Емельяненко "Свидетельствую: в Геташене была бойня", опубликованной в "Московских новостях" 12 мая. "Геташен встретил нас дымом пожаров и тушами танков. Вместе с боевыми машинами десанта и пехоты они взяли село в кольцо. Туда наши БТР пропускали по одному и в сопровождении бронетехники, участвовавшей в штурме. Напротив больницы колонну остановили и молниеносно окружили омоновцы, одетые в пятнистую форму. Я почувствовал себя пленным. Перед порогом дома валялись окровавленные трупы. У некоторых из них отрезаны уши, лица исполосованы до неузнаваемости. Почти у всех – рваная ножевая дыра в горле. Здание, изрешеченное пулями, пропахло смертью. В коридорах на полу и кроватях сидели и лежали люди, будто загипнотизированные. У одних прострелены руки, у других – ноги. У одного из мертвых снят скальп, а живые, затравленные, смотрели в пустоту. Говорила только крохотная девочка. Она сидела у изрубленного на куски женского трупа и что-то бормотала, бормотала. Увидев военных, девочка застыла в немом крике. (...) По свидетельству вывезенных из Геташена очевидцев, рано утром 30-го первыми в село вошли солдаты и офицеры Советской Армии. Они требовали у жителей паспорта, рвали их и настаивали на немедленном отъезде. В домах "отказников" крушили мебель, стреляли в пол и потолок. Вслед за ними ворвались омоновцы, а еще позже – мародеры на машинах. Они вывозили ковры, мебель, отбирали драгоценности".
Так шла «проверка паспортного режима», проводимая по приказу Горбачева. В эти же дни Горбачев лицемерно убеждал западных лидеров и журналистов, что, дескать, гражданскому населению ничто не угрожает. Поистине цинизм этого человека сравним разве что с его преступностью... Арсен Мелик-Шахназаров в книге "Нагорный Карабах: факты против лжи" пишет: "Операция "Кольцо" – тягчайшее преступление против человечности, которое полностью лежит на руководстве и силовых структурах Азербайджана и СССР. "Кольцо" стало даже более мерзким и отвратительным преступлением, чем резня и погромы в Сумгаите. Ибо после "сумгаита" союзные власти все же делали вид, что озабочены происходящим, оправдывались "опозданием войск на три часа" и даже предприняли формальный судебный процесс над группой погромщиков. В случае с операцией "Кольцо" кремлевский режим и не пытался дистанцироваться от преступных азербайджанских руководителей. Напротив, Кремль открыто поддержал их. Главная ответственность за операцию "Кольцо", за депортацию и погромы несомненно лежит на экс-президенте СССР Михаиле Горбачеве".
Операция "Кольцо" - одно из наиболее полно задокументированных преступлений против народа Арцаха. Это был уже не закрытый советский Сумгаит 88-го и даже не Баку 90-го, поэтому Кремль не смог воспрепятствовать поездкам российских и международных правозащитников и политиков в Карабах. В результате было составлено четыре авторитетных доклада, а в комитете по правам человека Верховного Совета РСФСР состоялись слушания. В Москве сформировался Комитет в поддержку Карабаха (КРИК), а ряд российских депутатов организовал своего рода вахту, пытаясь защитить мирное население арцахских сел. Благодаря всему этому имеется множество документов, видеоматериалов, показаний очевидцев и пострадавших. Одни только свидетельства Инессы Бурковой позволяют полностью восстановить страшную картину происходящего – именно Инесса Емельяновна впоследствии заявила, что "операция "Кольцо" осуществлялась теми же методами, что и Геноцид армян начала века".
К сожалению, весь этот богатый архив остается невостребованным прежде всего армянской политикой и дипломатией. В контексте переговорного процесса крайне редко упоминается вопрос арцахских сел, и прежде всего Геташена, до сих пор остающихся оккупированными Азербайджаном – разве что в пропагандистских целях. Между тем именно операция "Кольцо" стала предтечей вооруженной агрессии Азербайджана против Арцаха, а в апреле 2016-го Баку предпринял попытку повторить ее. Аналогии с тем, как обращались с мирными людьми в 1991 году азербайджанские омоновцы, в апреле напрашивались сами собой, не оставляя сомнений в целях азербайджанской политики полной очистки территории Арцаха от армян. Но за 26 лет нам не удалось донести до международной общественности этот очевидный факт.
Имея за спиной столь страшные преступления, геноцидальная политика Азербайджана так и не удостоилась ни оценки, ни тем паче наказания. 1 мая 1991 года сенат США принял решение, в котором говорилось: "Учитывая, что советские и азербайджанские вооруженные силы, нарушив признанные международные нормы, разрушили армянские села и депортировали армянское население из Нагорного Карабаха и окружающих его местностей; вооруженные отряды подвергают опасности стабильность и мир в Армении, Нагорном Карабахе и Азербайджане, сенат решает следующее. 1. Осудить нападения на невинных людей, женщин и детей в Нагорном Карабахе, прилегающих к нему армянских населенных пунктах и в Армении. 2. Осудить широкомасштабное применение военной силы, а также обстрелы безоружного населения на восточных и южных границах Армении. 3. Призвать положить конец блокадам и другим формам применения силы, а также террору, направленному против Армении и Нагорного Карабаха".
Ни один из этих пунктов не был выполнен тогда – и не выполнен до сих пор. Блокада, широкомасштабное применение военной силы, нападения на невинных людей, обстрелы безоружного населения на границах Армении и Арцаха и террор против двух армянских государств продолжаются и сегодня – спустя 26 лет после захвата и оккупации Геташена».