13/06/2017 14:14
«Голос Армении»: Если бы вместо Ильхама был Гейдар
Газета «Голос Армении» в номере от 13 июня пишет: «Сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов (Россия), Ричард Хогланд (США), Стефан Висконти (Франция), а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик, проведя в Ереване встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном, главами МИД и Минобороны Эдвардом Налбандяном и Вигеном Саркисяном, направились в Степанакерт, где состоялась встреча посредников с президентом Республики Арцах Бако Саакяном.
Как передает пресс-служба президента НКР, были обсуждены вопросы, касающиеся урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и ситуации на границе между Арцахом и Азербайджаном. Бако Саакян обратил внимание сопредседателей на деструктивную политику Азербайджана и многочисленные факты нарушений с его стороны международных норм и принципов, назвав их основным препятствием для урегулирования конфликта, серьезной угрозой сохранению мира и стабильности в регионе. Бако Саакян вновь подтвердил приверженность Степанакерта мирному урегулированию под эгидой Минской группы ОБСЕ.
Что касается переговоров, которые состоялись в Ереване, отметим, что как во время встречи с Сержем Саргсяном, так и во время переговоров во внешнеполитическом и оборонном ведомствах Армении речь в первую очередь шла о невыполнении официальным Баку взятых на себя ранее обязательств. Так, глава МИД РА Эдвард Налбандян обратил внимание посредников на то, что по итогам встречи на уровне глав МИД Армении, Азербайджана и России в Москве в апреле в присутствии сопредседателей была достигнута договоренность о публикации тождественного текста пресс-релиза, что и было сделано внешнеполитическими ведомствами РА и РФ, однако МИД Азербайджана "по традиции" не только не выполнил данной договоренности, но и выступил с абсурдным комментарием.
В частности, отметил Э. Налбандян, в комментарии МИД Азербайджана говорилось, будто на встрече в Москве главы МИД отметили важность не выполнения достигнутых в прошлом году соглашений, а обсудили состоявшиеся на саммитах переговоры. Глава МИД РА подчеркнул, что Азербайджан не только продолжает игнорировать и пренебрегать призывами посредников и не выполнять взятые на себя обязательства, но и предпринимает прямо противоположные шаги. В результате, по словам Э. Налбандяна, назревает ситуация, при которой сопредседатели МГ ОБСЕ как посредники, обладающие международным мандатом на урегулирование карабахской проблемы, должны не только выступать с заявлениями, но и предпринять конкретные меры по сдерживанию деструктивной политики Азербайджана.
Отметим, что в ходе встречи в министерстве обороны Армении Виген Саркисян также говорил о необходимости выполнения взятых обязательств, в частности, о внедрении на передовой механизмов мониторинга в соответствии с достигнутыми на саммитах в Вене и Санкт- Петербурге договоренностями.
Констатируем, что в ходе встреч в Ереване лишний раз подтверждена позиция армянской стороны о том, что на содержательный прогресс в переговорном процессе можно рассчитывать только тогда, когда Баку будет готов выполнять взятые на себя обязательства прежде всего в плане соблюдения режима прекращения огня, внедрения механизмов контроля за соблюдением этого режима и механизмов расследования приграничных инцидентов.
Более того, Эдвард Налбандян поставил перед посредниками вопрос о необходимости не только фиксировать нарушения и выступать с адресными заявлениями, но и применять против нарушителя санкции. Ведь Азербайджан нарушает подписанное между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом соглашение о прекращении огня, документ, который признается странами-посредниками, и к его нарушителям надо относиться как к нарушителям международных договоренностей.
Заметим, что тема возможных санкций против нарушителя режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта поднимается не в первый раз. 8 марта этого года бывший президент Франции Франсуа Олланд в ходе встречи в Париже с президентом Армении Сержем Саргсяном также говорил о необходимости не только фиксировать нарушения, но и наказывать нарушителей.
Что касается фиксации нарушений, то такая возможность есть благодаря тому, что армянская сторона уже установила на своей стороне приборы, позволяющие фиксировать не только нарушения режима прекращения огня со стороны противника, но и его передвижения на достаточно большой глубине.
Возможно, этими двумя обстоятельствами - установкой приборов видеоконтроля за ситуацией и тем, что возможные санкции против нарушителя режима прекращения огня все чаще становятся темой актуальных обсуждений, - и объясняется некоторая стабильность на линии соприкосновения, которую мы наблюдаем в последнее время. Недавно министр обороны Арцаха Левон Мнацаканян также констатировал уменьшение числа обстрелов, а диверсионные вылазки ВС Азербайджана практически прекратились после провала последней в феврале этого года.
Однако некоторая стабильность еще далеко не означает близости урегулирования. Для этого политическому руководству Азербайджана необходимо проявить волю и характер. Такие воля и характер были в свое время проявлены Гейдар Алиевым, который в 1994 году пошел на заключение пусть и непопулярного в глазах среднестатистического азербайджанца, но так необходимого Азербайджану мира. Это позволило спасти азербайджанское государство от разрушения, обеспечить заключение нефтяных контрактов, которые и сегодня являются столпом экономики Азербайджана.
Более того, укрепив свою власть в Азербайджане и получив международные гарантии на возможность ее передачи сыну Ильхаму, Гейдар Алиев был близок и к заключению мирного договора с Арцахом и Арменией. Тогда мир в регионе нагорно-карабахского конфликта был более реален, чем сейчас. Гейдару Алиеву немного не хватило, чтобы избавить будущие поколения своих соотечественников от проблемы, мешающей эффективному и демократическому развитию Азербайджана. Немного не хватило здоровья, немного - времени, чтобы уломать оппонентов в своей стране.
Сегодня в Азербайджане царит культ Гейдара Алиева. Мы часто иронизируем над его нелепыми проявлениями, но Ильхама можно понять. Он, как никто другой, понимает, как много сделал его отец и для стабилизации ситуации в разваливающемся государстве, и для передачи ему власти. Однако факт и в том, что самому Ильхаму далеко до отца. Может, в нем и есть определенная харизма, но нет реализма, воли и прагматики Гейдара в замыслах и поступках. Если бы сегодня вместо Ильхама президентом Азербайджана был бы его отец, полагаем, он бы проявил надлежащую волю и процесс окончательного урегулирования уже давно был бы запущен…
Однако Ильхам гораздо более тщеславен и высокомерен, чем его отец, зачастую проявляет легкомыслие в поступках. С таким багажом трудно решать стратегические задачи, направленные на благосостояние будущих поколений, трудно представить, что Ильхам Алиев может взять на себя ответственность за, безусловно, трудные решения, которые необходимы, если действительно есть намерение не на словах, а на деле мирно урегулировать конфликт».