04/07/2017 11:19
«Голос Армении»: Подвел черту, провозгласил начало нового этапа
Газета «Голос Армении» в номере от 4 июля пишет: ««Нынешний состав правительства во главе с Кареном Карапетяном пользуется абсолютным доверием моим и всей политической команды», - заявил президент Армении, лидер РПА Серж Саргсян на заседании правительства 29 июня. Это выступление сразу обросло множеством комментариев. СМИ привыкли к тому, что президент ничего просто так не говорит. Выступление уже растащили на цитаты.
Почему после продолжительной и всеобъемлющей речи с трибуны первого заседания парламента 6 созыва лидер государства решил повторить главные тезисы своего программного выступления на заседании правительства? Некоторые аналитики сделали акцент на том, что президент посетил заседание кабинета, которое состоялось после утверждения парламентом программы правительства, охватывающей период 2017-2022 гг. Речь главы государства была воспринята как напутствие премьер-министру и членам кабинета на важнейшем этапе перехода к парламентской модели правления. Президент хотел донести до общества специфику предстоящих месяцев, но каждый услышал то, что хотел услышать.
Серж Саргсян подчеркнул, что "прозрачность будет одним из важнейших критериев деятельности правительства по реализации программы". По его словам, члены кабинета должны донести до общества свои действия, не лениться объяснять свои шаги. Это очень важное напутствие, если учесть, что общество даже после выборов в парламент еще не вполне осознало специфику переходного момента. Задача членов правительства поддерживать постоянный контакт с общественными структурами. Только так можно вовлечь общество в текущие процессы и сделать его из пассивного наблюдателя активным участником перемен.
Аналитики сошлись во мнении, что тезис о доверии к кабинету Карапетяна был ключевым в речи президента и положил конец слухам о якобы существующих противоречиях между лидером государства и главой правительства. Так или иначе, а тезис о доверии за несколько дней побил все рекорды по количеству цитирования.
Второе место заняли слова президента о готовности членов правительства и правящей партии работать со всеми конструктивными силами в законодательной и исполнительной власти, в органах местного самоуправления, а также за пределами этих структур. Сотрудничество с теми, кто находится за пределами этих структур, по словам президента, должно протекать в цивилизованном русле. Аналитики хором констатировали, что президент имел в виду сотрудничество с оппозицией. От внимания СМИ не ускользнуло то обстоятельство, что президент в своей речи несколько раз повторил тезис о команде во главе с премьер-министром.
Президент говорил о переменах, связанных с переходом на парламентскую модель правления, о том, что к середине апреля для этого должна быть готова законодательная база, о трудностях, которые подстерегают общество на этапе перемен. По этому поводу Саргсян даже напомнил древнюю китайскую пословицу, которая приравнивает пожелание жить во время перемен к проклятию. Президент дал понять, что представляет те трудности, с которыми столкнется правительство на этапе реализации реформ, но при этом выразил уверенность в том, что команда Карапетяна сумеет их преодолеть. Президент подчеркнул, что жить во время перемен, хоть и трудно, но интересно.
9 месяцев – немалый срок в жизни государства. Правительству Карапетяна выпал уникальный шанс осуществить глобальные перемены и завершить переход государства к парламентской форме правления! И хотя в эти дни оппозиционные издания наперебой цитировали высказывания президента в адрес предыдущих правительств, акцентируя внимание на том, что в свое время президент доверял и команде Тиграна Саркисяна, и команде Овика Абрамяна, заседание 29 июня не было похоже ни на одно из предыдущих посещений президентом правительства. Серж Саргсян связывает с командой Карапетяна надежду на стабильный переход к парламентской модели управления государством. Президент и его команда прекрасно отдают себе отчет в том, что "переходные" 9 месяцев страна должна пройти без потрясений. Главное бремя ответственности за это лежит на плечах правительства.
Кабинет Карапетяна должен опираться не только на тот ресурс доверия, который помог РПА завоевать большинство мест в новом парламенте, но и укрепить веру граждан в возможность экономических подвижек, в необратимость реформ, предусматривающих равные для всех правила конкуренции, налоговой дисциплины и правовой защиты. Президент говорил на заседании 29 июня о борьбе с коррупцией и протекционизмом. Это нелегкая задача на фоне той истерии, которую сегодня навязывают обществу отдельные политические альянсы и обслуживающие их радикальные издания.
Обществу пытаются внушить, что правительство не заслуживает доверия, что премьер утратил прежний "драйв", что экономическая, судебно-правовая и прочие реформы будут носить сугубо формальный характер, что развития не будет, а причины тотальной стагнации следует искать не в экономической, а в политической плоскости. Некоторые вай-аналитики дошли до прогнозов, что в 2018 г. политическое поле в Армении полностью исчезнет, а вопрос кандидатуры следующего премьера будет решаться не в Ереване, а в Москве.
Карапетяну и его команде предстоит довершить ломку стереотипов. В ходе предвыборной кампании премьеру частично удалось разрядить атмосферу недоверия к власти. Карапетян очень отличается от своих предшественников на посту премьера. Он совсем не похож на Тиграна Саркисяна с его воздушными замками и на Овика Абрамяна, чье появление во главе Совета по борьбе с коррупцией ничего, кроме усмешки, не вызывало. Карапетяну доверяют, и это доверие может обернуться фатальной неудачей для тех, кто мечтает о дестабилизации с видом на апрель 2018 г.
Когда президент покидал здание правительства, журналисты спросили: "Вы будете премьером в апреле 2018г.?" Серж Саргсян поднял вверх указательный палец и ответил вопросом на вопрос: "Вы не слышали наверху?" "Наверху", то есть в зале заседаний правительства. О содержании речи президента общественность узнала из газет и телерепортажей. Комментарии продолжаются. К сожалению, ближайшие планы правительства и парламента интересуют политизированную публику гораздо меньше, чем вопрос: кто возглавит правительство в апреле 2018 г. по истечении срока полномочий президента.
От этого никуда не деться, интригу подогревают, и так будет продолжаться до тех пор, пока в вопрос не будет внесена ясность. Обывателям нравятся интриги. Так интереснее. Куда скучнее понять, что вопрос следующего премьера будет решать РПА, что все будет зависеть от партии, одержавшей победу на парламентских выборах, а также от ее партнера по правящей коалиции. Те, кто понял эту простую истину, понял и то, что персона следующего главы правительства – вопрос технический. Есть программы, есть цель, и совершенно ясно, что правящая коалиция не включит стоп-кран на пути реализации реформ независимо от того, кто возглавит кабинет в апреле 2018 г. Это самое главное, но для слегка политизированной публики гораздо интереснее интрига, пусть даже надуманная. А поскольку президент процитировал китайскую пословицу, мы процитируем пословицу армянскую о том, что "прямое слово говорят только ослику". Прочие понимают с полунамека. Не знаю, как китайская, а армянская пословица в дословном переводе теряет много "соли".
Страна завершила важнейший этап формирования всех структур власти по итогам апрельских выборов. Речь президента на заседании правительства 29 июня подвела черту и ознаменовала начало нового переходного периода. В этом, на наш взгляд, заключалась главная цель выступления. Все программы и повестки утверждены, остается одно – выполнить поставленные задачи. 9 месяцев, повторюсь, срок немалый, нужно многое успеть».