18/07/2017 09:16
«Голос Армении»: Попытка Минобрнауки Армении замаскировать политическую подоплеку вопроса обернулась непонятной заботой государства об эмигрирующих выпускниках
Газета «Голос Армении» в номере от 18 июля пишет: «В 2016-2017 учебном году, по данным Национального центра образовательных технологий Министерства образования и науки, Армению покинули более 7 тысяч школьников - точнее, 7117, сообщили СМИ 8 июля. Спустя несколько дней, 13 июля, глава министерства Левон Мкртчян, объясняя, почему школьные аттестаты содержат вкладыши на русском, назвал цель: чтобы отправляющиеся для трудоустройства в РФ выпускники не тратили средств на перевод аттестатов. На вопрос, почему же вкладыши выдаются только на русском языке, министр сказал: "Если необходим будет перевод на английский – выпускники могут обратиться к нам, мы предоставим и англоязычный вариант". То есть Минобрнауки проявляет прямо-таки трогательную заботу о кошельке эмигрирующих из страны граждан, но забота эта, прямо скажем, не умиляет, а серьезно настораживает.
Понятно, что слова министра изначально преследовали совершенно иную цель с выраженным политическим подтекстом: объяснить, почему к аттестатам выпускников армянских школ независимого государства прилагаются вкладыши на иностранном, в частности, русском языке. Вопрос, конечно, резонный, - неслучайно министр поспешил подчеркнуть, что они готовы при необходимости предоставить вкладыш на английском, надо полагать, и на любом другом языке с учетом страны, куда направляется выпускник. Однако, стремясь замаскировать возможную политическую подоплеку, Л. Мкртчян крайне неудачно акцентировал другую, не менее болезненную для страны проблему. Более того, из объяснения следует, что министерство, стараясь облегчить финансовое бремя уезжающих из Армении, тем самым охотно помогает им эмигрировать куда бы то ни было - хоть в Россию, хоть в Европу или США. Иначе воспринимать эти слова, согласитесь, сложно - разве что усмотреть в них опять-таки финансовый интерес ведомства, получающего деньги из госбюджета на переводческие услуги. Хотя любая контора соответствующего профиля максимум за час переведет и нотариально заверит вкладыш без каких-либо проблем.
Между тем министерству в самый раз озаботиться проблемами радикально иного рода, а именно: как остановить эмиграцию из страны, вернее, постараться внести свой вклад в этот процесс - если, конечно, таковой имеет место быть со стороны госструктур. Согласно данным того же Национального центра, за последние три года число покидающих Армению школьников возрастает: в 2015-2016 учебном году оно составляло 6562, за год до этого – 5838. Для многих стран показатель роста в 555 уехавших школьников, возможно, является незначительным, но только не для Армении. Согласно данным Нацстатслужбы за прошлый год, население страны неуклонно сокращается, отрицательное миграционное сальдо составило 5,7 тыс. человек по сравнению с естественным приростом населения – 1,5 тыс. человек. По оценкам же независимых экспертов, миграционные потери за последние годы составили порядка 42-43 тыс. человек, при этом обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что постоянная эмиграция, в отличие от тенденций предыдущих лет, уже преобладает над трудовой. Ежегодная потеря более 40 тысяч людей для страны с населением немногим более 3 миллионов, помимо всего прочего, - реальная угроза национальной безопасности государства.
Проблема эмиграции – одна из самых болезненных для Армении за неполные 26 лет. Ее обсуждения проходили с разной степенью активности, при этом пики общественной тревоги пришлись, по понятным причинам, на конец 90-х, когда стало ясно, какое огромное количество людей покинуло страну после обретения независимости. С началом мирового экономического кризиса вопрос вновь актуализировался, разрабатывались программы, создавались рабочие группы - словом, государство и общество пытались найти какое-то решение проблемы. Однако постепенно процесс сошел на нет - мы просто привыкли к тому, что страна опустошается, хотя, естественно, уже не столь бурными темпами. Правда, у нынешнего периода появились свои особенности: Армению покидают все больше и больше специалистов высокой квалификации - те, кто неплохо зарабатывает и на родине, но по тем или иным (вполне, впрочем, ясным) причинам предпочитает покинуть ее. То есть из плоскости хлеба насущного вопрос перетекает в иную, более сложную, хотя сельское население - те самые сезонные мигранты, которые постепенно становятся постоянными - уезжает именно с целью банально прокормить семью.
Впрочем, кажется, мы уже влезли в профессиональные дебри, о которых должны говорить эксперты. Собственно, и целью-то статьи является отнюдь не анализ демографической ситуации, а вопрос о том, почему госструктуры вместо того, чтобы разрабатывать программы, останавливающие отток из страны населения, готовы помочь эмигрантам покинуть ее. Излишне говорить, что одной из основных причин является нехватка рабочих мест с достойной оплатой труда, так же ясно, что правительство в последние месяцы активно декларирует программы, направленные на создание этих самых рабочих мест, что, надо надеяться, вкупе с иными, менее активно или вовсе не декларируемыми программами поможет остановить пусть сравнительно медленно, но верно ползущую эмиграцию.
Что может, на наш непрофессиональный взгляд, сделать в этом контексте именно Минобрнауки? Если коротко, то в первую очередь - исследовать рынок труда и систему образования с целью привести их в соответствие друг другу и реальной ситуации. То есть понять, какие именно специалисты - и отнюдь не только с высшим образованием - востребованы, причем некоторые очень даже остро, на рынке труда, а какие совершенно не нужны. И в соответствии с этим провести реформу в сфере среднего специального и высшего образования. Об этом говорится давно, вопрос перезрел и переперезрел, даже в соцсетях в последнее время приводится множество примеров того, что рабочие места с приличной оплатой имеются, да только специалистов нет для заполнения вакансий. Есть методики, во всем мире опробованные и эффективно действующие, однако в Армении за более чем четверть века правительство так и не удосужилось реформировать систему образования с целью сделать ее гибче и приспособить к актуальным потребностям общества и государства. Как работали по старинке - под госплан, так и продолжают, мало учитывая стремительно меняющийся мир и не стремясь соответствовать его быстро меняющимся запросам. Можно ли стать конкурентоспособными с такими безнадежно устаревшими подходами в сфере образования и труда - ответ, думается, очевиден.
Если бы вовремя, лет хотя бы 7-10 назад, подобная программа была реализована, сегодня, возможно, мы имели бы несколько иную картину - в том числе с отъездом школьников. И министру пришлось бы искать более уместное объяснение вопросу с однозначным политическим подтекстом. Но ведь куда легче штамповать переводы и экономить деньги граждан за счет госбюджета вместо того, чтобы всерьез взяться за реформы. Перевел - и до свидания, выпускник! Ты этой стране... не нужен?».