24/07/2017 10:21
«Шпионский скандал» привел Алиева в Сочи. Какова цена лота?
Один из признаков, что государственная система трещит по швам, либо вошла в турбулентную зону геополитического слома – шпиономания. Причем, предполагает она как реальную деятельность государства против активности иностранных спецслужб, так и параллельно использование идей и ресурсов антишпионской борьбы на арене внутриполитического противостояния, так сказать, с целью дискредитации и устранения оппонентов. Наглядным примером тому – развернутая ныне в США охота на ведьм с расследованиями и «скандальными разоблачениями» по поводу «русских хакеров», «вмешательства в выборы», «пропутинских лоббистских групп» и т.д.
Так вот, схожая ситуация сейчас сложилась и в Азербайджане. Достаточно сопоставить пару любопытных событий, имевших место в последнее время.
Месяца два тому назад азербайджанская общественность была взбудоражена сенсационным «разоблачением армянской шпионской сети», якобы, сколоченной из жителей Тертерского района и офицеров и солдат азербайджанских частей, расквартированных на территории упомянутой административной единицы. Чинами МО, МНБ и Генпрокуратуры было обещано держать народ в курсе дела и периодически докладывать о ходе следствия. Естественно, обещаний своих высокопоставленные господа в лампасах и погонах держать не собирались, и любопытному народу пришлось выуживать сведения из альтернативных источников, правда, обрывчатые, но фактологически безупречные.
В частности, стало известно о переваливших за десяток случаях с расстрелом или удушением «подследственных шпионов» и тайными похоронами за оградами кладбищ. Подобная антиправовая методика дала повод способным самостоятельно мыслить азербайджанским индивидам резонно заключить, что на самом деле никаких «армянских шпионов» и в помине не было, а история эта связана с внутренними разборками в МО, а даже может и в вышестоящих структурах азербайджанского руководства. Кстати, на днях в сети опять всплыли данные о новых «шпионских трупах», наспех закопанных в землю в присутствии лишь ближайших родственников и угрюмо-молчаливых «надсмотрщиков» от власти.
Пойдем далее.
На днях в Азербайджане приключилось следующее громкое событие. 19 июля отдел МНБ по связям с общественностью заявил, что в стране раскрыта новая шпионская сеть. Согласно сводке, гражданин Азербайджана, некий Ягубов Мухтар Джамал оглу, был арестован при попытке пересечь границу страны. При обыске у Ягубова были обнаружены малогабаритные электронные носители, якобы, напичканные информацией о местах дислокации частей азербайджанской армии, о приобретенном республикой вооружении, об инфраструктуре и стратегических объектах. Дескать, задержание Ягубова позволило выявить по цепочке и других членов шпионской сети, тоже граждан Азербайджана.
Повторимся, что реальная борьба за госбезопасность и фейковое использование шпионоборчества в разборках господствующих кланов настолько въелись друг в друга, что зачастую очень трудно различить одно от другого. Однако в случае с последним событием есть некоторые основы предполагать, что Баку, действительно, напоролся на что-то серьезное из практики шпионских баталий. На это указывает и внезапная поездка Ильхама Алиева в Сочи. Однако, прежде чем коснуться ее, следует процитировать любопытное высказывание некоего Сульхаддина Акпера, ныне руководителя Партии свободных демократов, а в прошлом заместителя главы одной из азербайджанских спецслужб. Так вот, в связи с последним «разоблачением» Акпер заявил буквально следующее: «Анализ подобной информации показывает, что обычно конкретное государство не называется в случаях, связанных со спецслужбами России… В практике есть такие случаи, когда точно известно, что задержанные связаны с Россией, но упоминается другое государство».
Конечно, при разборе сей мысли следует учесть, что упомянутый Сульхаддин Акпер является прозападным и протурецким политиком, последовательно отстаивающим (в силу своих возможностей) крен азербайджанской политики в сторону натовского лагеря. Деятельность партии Акпера в Азербайджане сводится к попыткам нейтрализации российского влияния в стране. Однако, вместе с тем, Акпер не стал бы разбрасываться заведомо предвзятой информацией такого толка, не имея многолетнего опыта работы в спецслужбах и кое-какой информации по каналам старых связей. В интервью он почти прямым текстом несколько раз упомянул Россию, из чего следует, что задержанная группа, согласно азербайджанским властям, причастна к деятельности российских спецслужб. И, наконец, добавим к высказываниям Акпера еще один интересный факт. В заявлении МНБ, помимо имен задержанных «шпионов» и упоминания об малогабаритных электронных носителях, изъятых у Ягубова, утверждалось также, что «группа пыталась оказать влияние на чиновников, общественных деятелей и другие круги в Азербайджане».
По сути, если верить этому источнику, речь идет не о сообществе среднестатистических шпиков, выведывающих информацию одной только военно-экономической направленности, но о весьма серьезной структуре, обслуживающей еще и широкий круг политических интересов государства-вербовщика.
В этом свете приходится иначе трактовать факт внезапного появления Алиева в Сочи, чем это делают российские и азербайджанские СМИ. Известно, что такой встречи не планировалось в графике президентов, и, в частности, азербайджанские агентства суматошно заявили о ней лишь тогда, когда самолет Алиева приземлился в Адлерском аэропорту. По истечении встречи президентские пресс-службы отделались сводками-клише, что, якобы, лидеры государств обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, обменялись мнениями по поводу глобальной безопасности региона, выразили удовлетворение уровнем дружеских взаимоотношений и т.д. и т.п.
Естественно, мы не отрицаем всего этого, но, все же, главную причину спешного визита Алиева усматриваем в другом.
Не логично ли предположить, что президент Азербайджана по получении от своих спецслужб информации о задержании «русских» шпионов, с доказательными материалами на руках, как с пойманной с поличным мышью в захлопнутой мышеловке, помчался в Сочи трясти уликами перед путинскими очами? По нам, так эта версия весьма убедительна. Но, разумеется, тем самым Алиев не преследовал цель испугать своего российского визави (тот, в свою очередь, кого хочешь, напугает) и не потребовать чистосердечного раскаяния. Цель Алиева крылась в другом, а именно: за свое молчание выторговать у Путина что-либо стоящее. Дескать, мы не скандалим, не информируем свое общество, не поднимаем волну русофобства, а вы взамен даете нам то-то и то-то… При том список Алиева мог быть весьма пространным, начиная от максималистского – «заставьте Саргсяна…» и заканчивая – «хотя бы не препятствуйте деятельности ВАК и приструните, пожалуйста, Марию Захарову». Ведь итоги гипотетического торга должны были зависеть не только от аппетитов Ильхама Алиева, но и способности торговаться Владимира Путина, его прижимистости, настроения, ну и т.п.
А вот на каких пунктах сошлись стороны, да и вообще сошлись ли, покажет самое ближайшее время. В этом контексте следует еще раз упомянуть слова бывшего замглавы азербайджанской спецслужбы Сульхаддина Акпера: «В практике есть такие случаи, когда точно известно, что задержанные связаны с Россией, но упоминается другое государство».
Так что, если нам придется услышать из уст азербайджанских следователей вердикт, что группа задержанного Мухтара Ягубова была завербована спецслужбами Армении, то это будет означать, что сочинский торг точно состоялся.
Отсюда вопрос: какова цена лота?