29/08/2017 09:29
«Голос Армении»: Последний рубеж
Газета «Голос Армении» в номере от 29 августа пишет: «Репрессии против свободомыслящих в Азербайджане будут продолжаться, пока США и ЕС не введут санкции, считают правозащитники.
7 августа в Баку началось предварительное следствие по уголовному делу в отношении агентства Turan. Тем самым президент Азербайджана дал сигнал к наступлению на последнее независимое СМИ страны. 16 августа в офисе агентства началась проверка финансовых документов и осмотр личных вещей сотрудников. Директор Turan Мехман Алиев заявил о возможности закрытия агентства. 24 августа он был арестован с обвинениями сразу по трем статьям УК, грозящими ему до 5 лет заключения. В выходные СМИ оказались переполнены сообщениями о заявлениях авторитетных международных организаций и отдельных стран, акциях протеста, сборе подписей под петициями и пр.
TURAN – одно из первых независимых информационных агентств на территории СНГ, действующее с 1990 года. Все это время оно ухитрялось оставаться действительно независимым и профессионально работающим, несмотря на усиление репрессий против инакомыслящих, укрепление авторитаризма и расправу практически со всеми относительно независимыми и оппозиционными ресурсами. Согласно публикациям, власти не раз пытались купить Алиева и приплюсовать агентство к длинному списку подконтрольных режиму СМИ, но безуспешно. Атака на Turan означает конец последним остаткам свободного слова в Азербайджана, ибо с закрытием агентства будет достигнута главная цель: полная зачистка медиаполя и тотальный контроль над последним. И хотя официально агентство обвиняют в уклонении от налогов, понятно, что репрессии носят исключительно политический характер. Сам директор Turan заявил, что агентство считает претензии об уклонении от уплаты налогов необоснованными, а уголовное дело - "предвзятым, заказным, направленным против профессиональной деятельности журналистов".
В последнем перед арестом интервью сайту Кавказский узел Мехман Алиев сделал ряд интересных заявлений. Отметив, что в стране не осталось понятия свободной прессы, он заявил: "Что характерно, это происходило в сложные для Азербайджана периоды, когда власть бывает нервозной, больно реагирующей на какие-то действия оппозиции, СМИ, общественных организаций. Сейчас мы тоже находимся в переходном периоде – идет подготовка к президентским выборам 2018 года, формирование новых институтов вице-президентства, переформатирование внутри команды. Эти моменты показывают, что подобные формы давления не носят случайный характер".
События вокруг Turan вызвали действительно широкий отклик. С заявлениями выступили Госдепартамент США, МИД Франции, представитель ОБСЕ по свободе прессы Харлем Дезир, генеральный секретарь Совета Европы Торберн Ягланд, генеральный докладчик ПАСЕ по свободе СМИ и безопасности журналистов Владимир Арьев, авторитетные правозащитные и журналистские структуры, азербайджанские активисты и организации. В заявлении Госдепа глава пресс-службы ведомства Хезер Науэрт назвала Мехмана Алиева "редактором единственного независимого СМИ в стране", потребовав незамедлительно освободить его и всех тех, "кто находится под стражей за применение своих базовых свобод". На сайте Белого дома появилась петиция "Заставить правительство Азербайджана освободить Мехмана Алиева, единственным преступлением которого является руководство последним свободным СМИ страны".
Базирующийся в Нидерландах азербайджанский Институт мира и демократии (ИМД) и вещающее из Франции спутниковое телевидение Turan TV объявили о решении организовать митинги, акции и пикеты. Как заявила директор ИМД Лейла Юнус, создается штаб для проведения митингов в Страсбурге перед зданием Совета Европы, в Брюсселе перед зданием Европарламента, в Вашингтоне перед Белым домом, в Гааге, Берлине, Риме, Лондоне и других городах. Оппозиционные активисты также заявили о необходимости применения санкций против алиевского режима, заявив, что репрессии против свободомыслящих будут продолжаться, пока США и ЕС не введут санкции против нарушителей прав человека. В Баку объявлено о создании общественного комитета в защиту прав Мехмана Алиева, а сам он уже объявлен политзаключенным.
Подобные события повторяются в Азербайджане настолько часто, что прогнозировать дальнейшие развития в принципе несложно. Совсем недавно аналогичная реакция последовала за похищением в Тбилиси и арестом другого журналиста - Афгана Мухтарлы, ранее шум был поднят вокруг ареста и осуждения журналистки Х. Исмайловой, закрытия местного офиса радио "Свобода" и ряда других независимых изданий. С той же последовательностью раздаются требования азербайджанских правозащитников о необходимости применения санкций против режима. Такого рода заявления звучали даже из США, более того, в декабре 2015 года экс-посол США в Азербайджане Ричард Козларич заявил, что Вашингтон готовит против Азербайджана и второй законопроект, согласно которому закон Магнитского может быть распространен и на Азербайджан. Вспомним и инициативу конгрессмена К. Смита, также призывавшего применить санкции в отношении представителей бакинского режима.
Однако громкими заявлениями дело и закончилось - никаких санкций введено не было, Госдеп и прочие продолжают ограничиваться словесным осуждением, к которым у И. Алиева уже давно выработался иммунитет. Учитывая опыт прежних лет, когда властям сходило с рук закрытие неугодных СМИ и удавалось без особых последствий закрывать рты ранее смелым журналистам (той же Исмайловой), можно заключить, что и на сей раз все обойдется несколькими неприятными укольчиками. Да, шум от закрытия Turan, возможно, будет еще более громким - все-таки ликвидируется последнее независимое СМИ, к тому же М. Алиев всегда находил способ, оставаясь независимым, воздерживаться от резкой критики в адрес властей. Возможно, именно в силу этого ему удавалось все эти годы оставаться на плаву. Однако приближающиеся президентские выборы, как верно заметил сам арестованный журналист, а также, добавим от себя, катастрофически ухудшающаяся ситуация внутри страны ставят перед монаршей семьей необходимость полной зачистки медиаполя. Правящие кланы явно идут ва-банк, надеясь, что и в этом случае все обойдется лишь заявлениями и можно будет спокойно готовиться к предстоящим в 2018 году выборам. На которых, судя по тенденциям в провластных медиа, планируется смена первого лица на первого вице-президента.
В самом крайнем случае режим вынужден будет освободить Мехмана Алиева на определенных условиях. Однако это будет уже не столь важно, ибо Turan уже вряд ли восстановит свою деятельность - ну разве что в эмиграции. И это главное, к чему стремятся Алиевы и чего они, по всей вероятности, достигнут. По какому поводу будут сотрясать воздух представители Госдепа США, МИД Франции и других стран, ПАСЕ, ОБСЕ и ЕС, правозащитники и прочие в следующий раз - вопрос уже чисто риторический. Потому что всем станет жить легче и спокойнее, а главное - без особых потрясений».