05/09/2017 09:43
«Голос Армении»: С такой позицией Олегу Кузнецову надо работать у газовой камеры
Газета «Голос Армении» в номере от 5 сентября пишет: «В одном из недавних номеров "ГА" писал о судебном иске, поданном группой армян - граждан России в Следственный комитет РФ относительно книги Олега Кузнецова "История транснационального армянского террора в XX веке". В обращении содержится просьба проверить сей опус на предмет призыва к ненависти на межнациональной почве, что преследуется в соответствии со статьей 282 УК РФ. В публикации говорилось также, что множество фактов свидетельствуют о попытках азербайджанской стороны решить вопрос незаконными методами, в частности, это касается результатов экспертизы, которая в ходе первой проверки в 2015г. дала отрицательнй ответ на аналогичный запрос.
Как обстоят дела с экспертизой, есть ли подвижки в процессе проверки - на эти и другие вопросы по просьбе "ГА" ответил президент русско-армянской ассоциации АРМРОСС Рубен Киракосян, который и является автором обращения в СК от имени многочисленных сограждан.
- Г-н Киракосян, есть ли новости относительно хода экспертизы? Верно ли сообщение о том, что проверку проводит то же самое учреждение, что и в 2015 году?
- Следователь по особо важным делам СК ЗАО г. Москвы назначил стандартное для таких случаев экспертное исследование со стандартной постановкой вопросов относительно монографии Кузнецова. Исследование пока не завершено, возможные сроки окончания – вторая половина сентября.
Вместе с тем следствие отказалось удовлетворить наше ходатайство об исследовании широкого круга материалов за авторством О. Кузнецова. По этому поводу мы с адвокатом Кареном Нерсисяном намерены подать еще одно заявление. Мы уверены, что эти материалы помогут лучше понять мировоззренческие подходы ученого и выяснить, есть ли в них грань между научным и личностным. Я для себя пришел к выводу, что у автора научное, т.е. объективное сплетено в тугой узел с сугубо субъективным, чрезвычайно, специфически личностным отношением ученого к армянскому фактору в истории человечества. Ни в одном вопросе армянам не удается угодить автору - ни своей житейской философией, ни достижениями в культуре и философии (которые просто не вписываются в его теорию), ни деятельностью учреждений религиозного культа, ни историей Геноцида, ни политической историей, ни успехами Армянской ССР или современной Армении и ее достойных сынов, ни полной толерантностью русско-армянских отношений.
Возникает вопрос: армянство как средоточие зла, средоточие всего отрицательного в любой сфере человеческой жизнедеятельности - это такая научная позиция? Если да, то с ней надо работать у газовой камеры где-нибудь в стране с идеологией Третьего рейха или Османской империи. А если это научная позиция, то нас тем более интересует, как она апробирована, какие наукометрические методики при этом применены, по какому принципу подбирались источники и что это за источники, почему именно эти, а не иные, например академические? Если же это не научная точка зрения, то что?
Что же касается отрицания автором Геноцида армян, то историк Кузнецов забыл поинтересоваться официальной государственной доктриной страны его гражданства, Российской Федерации, неоднократно признававшей факт Геноцида. При встрече я ему презентую данный документ.
Насчет экспертного учреждения: пока в силу неизвестных нам доводов следствие направило книгу на исследование в то же самое учреждение, которое в 2015 году уже дало по ней свое отрицательное заключение. Узнав об этом, мы сразу же подали ходатайство о назначении для чистоты эксперимента параллельной экспертизы в ином ведомстве, например, в Санкт-Петербургском государственном университете, который окончили президент РФ В. Путин и глава СК РФ А. Бастрыкин. Но неожиданно получили отказ. Такое отсутствие гибкости нас, честно говоря, беспокоит, так как неизбежно возникает вопрос об объективности результатов вторичного исследования. Хотя я не исключаю, что мир полон чудес и, возможно, данное экспертное учреждение на этот раз внимательнее вчитается в тезисы про "армяно-григорианский экстремизм", "мазохизм армян", свойственные им "психические аномалии" как терминологии научного исследования.
Кстати, с результатами экспертизы 2015 года нас пока не ознакомили. Для этого есть правовые механизмы: через месяц после подачи заявления следователь обязан вынести процессуальное решение по заявлению, даже если экспертиза к этому сроку не поступит. Так, 30 августа было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Нами оно обязательно будет обжаловано, ждем решения вышестоящего руководства об отмене постановления следователя. А на этом этапе будем ставить вопрос о предоставлении к ознакомлению экспертизы 2015 года.
- СМИ писали, что в адрес вашей семьи раздаются угрозы. Не собираетесь обратиться в связи с этим в соответствующие органы?
- Действительно, такое имело место. На следующий день после моего обращения в СК об этом каким-то странным образом стало известно СМИ и лично О. Кузнецову. Затем был подвергнут DDOS-атаке сайт Ассоциации юристов АРМРОСС. Далее, за моей супругой с ребенком была установлена слежка тремя гражданами спортивного телосложения - вероятно, последователями учения Кузнецова, - двое из которых говорили между собой по-азербайджански. Супруге угрожали, требуя, чтобы я прекратил свою деятельность в отношении трудов Кузнецова, иначе для меня все это плохо кончится. По данному факту я уже обратился в полицию, так же, как и по некоторым иным эпизодам. Идет комплексная проверка всех событий. Вообще показателен сам факт того, что трое мужчин, двое из которых кавказцы, подходят к женщине с маленьким ребенком, обступают их и что-то требуют. Храбрецы, нет слов! Силовая поддержка научной деятельности - такого, по-моему, в науке еще не было! То есть ученый рассчитывает уже только на это?
Отмечу, что угрозы поступают и сейчас. Мне ясна логика действий оппонентов: они пытаются оказать морально-психологическое давление, чтобы я начал совершать ошибки, а может, и остановился. Заявляю: работа будет непременно доведена до конца. Им почему-то кажется, что Рубен Киракосян – Дон Кихот, одиночка. Но я не один, рядом со мной мои коллеги и много лиц разного уровня, пристально наблюдающих за этим балаганом. Напомню также, что мое заявление находится под личным контролем главы СК А. Бастрыкина и отчитываться за качество работы по ее результатам подопечные будут лично ему, а это уже далеко не балаган.
- Что вы намерены делать дальше в условиях, когда экспорт армянофобии в Россию со стороны Азербайджана становится все агрессивнее и шире?
- Мы ежедневно работаем в этом направлении. Наша ассоциация давно действует в поле пропаганды правового образования и правовой культуры. Параллельно мы создаем интернациональную среду профессионального общения, в которую открыты двери всем, в том числе азербайджанским коллегам. Но этого, конечно, недостаточно. Должна быть полноценная государственная программа культивирования взаимных контактов, культурных, межчеловеческих связей, распространение толерантного контента с использованием современных форматов телекоммуникационных сетей, съемки фильмов о современной Армении, о дружбе кавказских народов, фестивали закавказских народов - музыкальные, театральные, литературные, спартакиады и т.д., нужно создавать условия для контактов интеллектуальной молодежи. Это то, что называется мягкая сила.
Если эти идеи кажутся кому-то несвоевременными, думаю, что диалог хотя бы на уровне профессиональных контактов представителей двух стран вполне возможен, особенно на российской почве. Мы все зашорены мифами и стереотипами, чем и пользуются разного рода "историки". Именно отсутствием прямого диалога я объясняю появление такой книги. Нам посредники, делающие на нашей совместной беде деньги, не нужны, сами разберемся.
- Поддерживает ли вас каким-то образом Посольство Армении?
- Посольство проинформировано о происходящих событиях. Думаю, вопрос лучше адресовать им для получения более компетентного и полного ответа.