05/12/2017 11:14
«Голос Армении»: 30 лет назад события в знаменитом армянском селе Чардахлу стали началом нового этапа геноцида армян и этнических чисток в Азербайджане
Газета «Голос Армении» в номере от 5 декабря пишет: «Грядет 2018-й - год, когда мы будем отмечать круглую дату сразу нескольких поворотных для новейшей армянской истории событий - в первую очередь Арцахского национально-освободительного движения и "сумгаита". Незабываемый 88-й вместил в себя так много, что практически весь год пройдет под знаком 30-летия.
Но старт этому новому этапу был дан в декабре 1987-го в Чардахлу. Начав процесс изгнания армян с мест исторически непрерывного проживания именно с этого уникального села - родины двух маршалов СССР, 12 генералов и семи Героев Советского Союза, власти Азербайджана преследовали сразу несколько низменных целей. Но и обломались на высоком духе и преданности сельчан родной земле: разгром и опустошение знаменитой деревни длились целый год...
О трагедии Чардахлу сохранилось мало документов - это был еще крепкий СССР, где писать о межнациональных проблемах было не принято и опасно. Судьба единственной публикации на эту тему - "У прошлого в плену" Александра Беккера - лучшее тому доказательство: главред "Известий" отказался печатать статью и уволил журналиста. Усилиями Беккера материал был опубликован в непопулярной "Сельской жизни" 12 декабря 1987 г. Эта статья и письма самих сельчан в Москву - практически единственные источники фактов о начале разгрома Чардахлу. Как свидетельствует А. Беккер, все начиналось еще в июле, когда первый секретарь Шамхорского райкома компартии Асадов, пользуясь безусловной поддержкой партийного руководства Азербайджана, приступил к реализации политики выживания коренного армянского населения. "Отчаявшиеся жители села направили в Москву делегацию из 18 человек. Делегация была принята во многих союзных инстанциях, но вмешательство Москвы ограничилось увещевательными звонками в Азербайджан", говорится в статье.
Вот как описывали события сами сельчане в письме генпрокурору СССР А. Рекункову: "Беззаконие и произвол, чинимые первым секретарем Шамхорского райкома партии Аз. ССР, заставляют нас обратиться к вам с этой просьбой. За продажу 20 тонн ненужной совхозу соломы соседнему хозяйству Асадов отобрал партийный билет и освободил от занимаемой должности директора нашего совхоза Егияна С. А. , предложив ему уехать в Ереван. При помощи карательных органов пытался избрать на место честного, инициативного и работоспособного Егияна, шашлычника с начальным образованием. Народ не согласился с противозаконными действиями Асадова. Стал он угрожать высылкой чардахлинцев в течение 24 часов, оскорблять женщин нецензурными словами. За три месяца послал из района семь комиссий, чтобы найти компрометирующие материалы против Егияна. Однако, несмотря на тенденциозность проверки, улик не обнаружили. Не установили нарушений и две комиссии из Баку. Но Асадов не унимался. Посланный в Чардахлу секретарь райкома комсомола направил машину на возмущенных женщин, отстаивающих свои права, и нанес им увечья".
"Мы получили письма от наших родных, в которых подробно описываются сцены избиения, оскорбления наших отцов, матерей, жен и сестер. Их нельзя читать без содрогания и возмущения. Трудно представить, что такое возможно в наше время, в условиях перестройки, демократизации нашего общества. 1 декабря в село прибыл Асадов с отрядом милиции в 100 человек, чтобы провести партийное собрание по решению вопроса о назначении нового директора совхоза. Когда им это не удалось, они стали избивать жителей села, а затем арестовали и вывезли на заранее пригнанном автобусе 15 человек" - это уже из письма министру ВД А. Власову. "2 декабря человеконенавистный Асадов вновь с еще большим отрядом милиции организовал очередной погром на родине маршала Баграмяна в день его 90-летия со дня рождения. На этот раз избили и арестовали 30 человек. Такому садизму и беззаконию может позавидовать любой расист из колониальных стран. Теперь стало ясно, что Асадов свои действия вынашивал давно, ему нужен был предлог, такого противодействия народа он не ожидал, так как опустошение других армянских и русских сел шло гладко" (из письма генпрокурору). Инвалид войны Х. С. Мартиросян рассказывал: " ... Не выслушав меня до конца, Асадов ударил кулаком в грудь и приказал милиции, чтобы они меня били, при этом выкрикивая: "Бейте его, бейте его..." Потом я увидел, как они стали бить еще одну женщину. Я снова подошел и попросил, чтобы ее отпустили. В это время меня схватили милиционеры и начали бить руками и ногами. Потом они меня закинули в автобус. В итоге нас, 13 человек, привезли в райотдел милиции и стали допрашивать, при этом применяя физическую силу. Всех до утра закрыли в камерах".
В своих посланиях чардахлинцы убедительно просят московских чиновников вмешаться и нормализовать обстановку, выражая надежду, что "нарушители социалистической законности, организаторы избиений и погромов в селе Чардахлу понесут заслуженное наказание". Какова была судьба этих писем и наивных воззваний к руководству СССР - хорошо известно.
Особый, присущий азербайджанским погромщикам "ритуальный" цинизм заключался в том, что погромы начались в дни, когда страна отмечала 90-летие Ованеса Баграмяна. Установленный в селе его бюст очень скоро был осквернен бандитами из госаппарата Азербайджана. Еще и потому Чардахлу стало первой мишенью геноцидальной политики Баку: не имея своих военачальников, даже близких к уровню Баграмяна и Амазаспа Бабаджаняна, долгие годы вынужденно протерпев славу и известность именно армянского села на весь Союз, власти Аз. ССР в бессильной злобе и зависти решили именно таким образом "отомстить" чардахлинцам. Стоит добавить, что руководил разбойными наездами и актами неприкрытого насилия М. Асадов - тот самый, который в феврале 1988 г. заявил, что "сто тысяч азербайджанцев готовы ворваться в Карабах и устроить там бойню", а в 1991-м стал одним из инициаторов и организаторов зловещей операции "Кольцо".
С высоты 30 прошедших лет и пройденного пути следует констатировать, что погромы в Чардахлу стали первым ударом набатного колокола, возвестившего о начале очередного этапа геноцидальной политики Турции в отношении армянского народа. Гремевшее на всю огромную страну село стало первой мишенью властей Азербайджана, перешедших от латентной антиармянской политики и ударов исподтишка под прикрытием сладкоречивых речей об "интернационализме и дружбе народов" к демонстративному насилию, депортации, этническим чисткам и геноциду. Чардахлу не стал "сумгаитом" не только в силу стойкости и сплоченности его жителей, но еще и потому, что бакинское руководство пока проверяло реакцию Москвы, не осмелившись сразу перейти к резне. Бездействие и безразличие советского руководства стало сигналом и фактическим карт-бланшем Азербайджану на большую кровь. Неприкрытое участие лиц из высшего эшелона власти Советского Азербайджана и привлечение милиции к насилию против советских граждан в совершенно мирное время призвано было продемонстрировать всем, что погромы осуществляются на госуровне и никаких иллюзий в этом смысле быть не должно. Чардахлу, а затем события в Аскеране, случившиеся 22 февраля, сразу после решения Облсовета НКАО, явились предтечей "сумгаита", тем Рубиконом, который, не раздумывая, решительно перешел Азербайджан. Дорвавшись и дождавшись наконец момента, когда после 70 лет вынужденной "дружбы" можно было перейти к не законченному в начале века Турцией "делу" - продолжить Геноцид армян.
... Депортация чардахлинцев продолжалась год. В конце ноября 1988-го последний армянин покинул Чардахлу. Знаменитое армянское село – родина двух маршалов – прекратило свое пятивековое существование...».