16/12/2017 11:27
«Голос Армении»: Дурная бесконечность. С нулевого километра?
Газета «Голос Армении» в номере от 16 декабря пишет: «Состоявшееся в декабре первое после подписания соглашения с ЕС заседание Совета по борьбе с коррупцией под председательством премьер-министра Карена Карапетяна не вызвало сколь-либо значимой реакции в СМИ, несмотря на участие представителей гражданского общества.
В ходе заседания был представлен сайт «Платформа антикоррупционного мониторинга» и обсуждены вопросы единой электронной системы оповещения, которая позволит физическим и юридическим лицам присылать сообщения по фактам коррупции. Анонимность гарантируется. Об институте анонимного оповещения мы своих читателей неоднократно информировали, только вот зачем прибегать к анонимным сообщениям, когда у нас обвинения в коррумпированности звучат буквально из каждой щели?
В цивилизованном обществе от журналиста, который публично назвал представителя власти коррумпированным, незамедлительно потребовали бы обосновать обвинение, представить доказательства. При отсутствии или недостаточности доказательств журналист и его СМИ оказались бы на скамье подсудимых за клевету. В цивилизованных странах, где должностные лица дорожат своей репутацией, подобными обвинениями бросаться нельзя. У нас дела обстоят иначе: в Армении уже давно никто на такие обвинения не реагирует. В качестве доказательства сошлюсь на недавнюю публикацию в одной из оппозиционных газет, где напрямую говорится о Давиде Арутюняне и начальнике полиции как о коррумпированных высокопоставленных чиновниках. Согласитесь, господа, это недетское обвинение! Одно дело - заявить в газетной публикации, что в правоохранительной системе есть коррупция, другое - напрямую обвинить конкретных людей…
Имя Владимира Гаспаряна не называется, но в Армении всего один начальник полиции, если рядом нет уточнений в виде наименований марзов и городов. Цитировать высказывание автора публикации не стану, чтобы избежать обвинений в тиражировании бездоказательных сведений, порочащих честь и достоинство граждан РА, но еще раз подчеркну, что обвинение в коррумпированности опубликовано без каких-либо обобщений, то есть адресаты обозначены черным по белому. Реакция нулевая. То ли господа высокопоставленные чиновники газет не читают, то ли им плевать на обвинения прессы. А, может, они не реагируют из опасения, что газета и журналист могут легко обосновать свое обвинение? Предположение, согласитесь, вполне уместное.
После подписания соглашения с ЕС борьба с коррупцией постепенно выходит на первый план. При этом создается впечатление, что власть исходит из того, что выполнение данного обязательства следует начать с нулевого километра. Уже приняты соответствующие законы, которые вступят в силу в апреле 2018 г., говорится о новых подходах к профилактике коррупционных рисков, только вряд ли идея нулевого километра покажется обществу реалистичной на фоне разрыва, который существует между самыми богатыми и самыми бедными гражданами...
Обидчиков в суд не вызывают
В свое время на вопрос журналистов о происхождении своих капиталов Овик Абрамян ответил, что собрал высокий урожай. В Армении нет ни одного более или менее независимого издания, которое не публиковало бы сведения о человеке, который большую часть жизни провел на высоких государственных постах и нажил на госзарплате несметные богатства. Как?
В ходе парламентской дискуссии по проекту бюджета на 2018 г. депутаты от фракции "Царукян", комментируя отсутствие средств на повышение пенсий и зарплат бюджетников, прямиком указали на столичный микрорайон, где, по их словам, сосредоточены сливки отечественной коррупции.
Речь о знаменитом участке парка вокруг монумента Мать-Армения, где уже давно расположились роскошные особняки бывших и нынешних высокопоставленных лиц, включая особняк самого Абрамяна. В ответ на предложение руководителя фракции "Елк" Никола Пашиняна открыть на этом участке столицы музей коррупции под открытым небом и назначить Абрамяна гидом, экс-премьер процитировал Паруйра Севака. Газеты воспроизвели цитату и принялись гадать, какой тайный смысл заключен в поэтических строчках? Мы цитировать Севака не будем, потому что Абрамян, апеллируя к высокой поэзии, дал понять, что плевать хотел на все обвинения. С высокой колокольни.
В цивилизованном обществе в ответ на предложение относительно трудоустройства в музее коррупции бывший высокопоставленный чиновник вызвал бы обидчика в суд. В таком обществе подобного рода шутки не приветствуются. А у нас принято молчать и делать вид, что ничего не происходит. Кстати, в той же публикации, где упомянуто имя министра юстиции и должность начальника полиции, есть цитата из выступления президента Сержа Саргсяна: "Кто положил глаз на бюджет государства, на государственную собственность, кто протягивает руку и берет деньги у подчиненных, тот безнравственный человек".
Декларации без вопросов
В Армении коррупция у всех на виду, она ни от кого не прячется, и речь не только о роскошных особняках бывших и нынешних высокопоставленных должностных лиц (газеты не раз публиковали снимки этих дворцов), речь в том числе об официальных декларациях должностных лиц.
Чтобы не быть голословной, сошлюсь на декларацию замначальника оперативно-розыскного управления Комитета по госдоходам Ваана Мамиконяна, который является мужем дочери экс-премьера Абрамяна. Этот бюджетный работник задекларировал 7 земельных участков, автомобиль TOYOTA CAMRY 2.5 GAS, а также 120 тыс. долларов, 80 тыс. евро, 5 млн драмов, и все это при наличии государственной зарплаты, которая отражена в декларации цифрой 3,7 млн драмов.
Декларация мужа другой дочери экс-премьера вызвала еще более неподдельный восторг. Этот господин занимает пост начальника управления Западной таможни Комитета по госдоходам. Зовут его Владимир Тамразян. Он задекларировал 3 земельных участка, автомобили LEXUS LX 570 и LEXUS ES 250, а также 800 тыс. евро, 750 тыс. долларов и 400 млн драмов, при этом в качестве дохода от зарплаты в документе фигурирует цифра 2, 9 млн драмов.
В апреле на смену комиссии по этике высокопоставленных должностных лиц придет новая комиссия с более широкими полномочиями, в том числе в плане анализа деклараций о доходах и недвижимости высокопоставленных должностных лиц и совместно проживающих членов их семей. Может, тогда государство вплотную заинтересуется происхождением огромных состояний бывших и нынешних высокопоставленных должностных лиц, которые всю жизнь провели на государственной работе! Сегодня вопросов о происхождении дорогостоящей недвижимости и огромных (по нашим меркам) банковских счетов к высокопоставленным чиновникам именем закона нет. Комиссия по этике считает нормальным, что у должностного лица с доходом от зарплаты в 2,9 млн драмов на счету 800 тыс. евро и 750 тыс. долларов.
Армения - маленькая страна, здесь все про всех известно. Здесь газеты регулярно кого-то обвиняют в сокрытии части налогов, в переводе средств в офшоры, в наличии недвижимости стоимостью в миллионы долларов, только на эти обвинения никто внимания не обращает. На Западе любое подозрение в незаконном обогащении и нецелевом использовании государственных средств сопровождается большим шумом, а у нас ничего: поговорили об огромном состоянии бывшего спикера и премьера, а потом забыли.
Нет в нашей стране закона, по которому можно было бы обвинить в незаконном обогащении за счет коррупции задним числом, да и бывшие высокопоставленные лица деклараций о доходах и недвижимости не заполняют. Принятые нынешним парламентом законы о предупреждении и борьбе с коррупцией эксперты, как известно, называют не иначе, как амнистией за грехи бывших должностных лиц. А потому можно бесконечно задаваться вопросом о происхождении миллионных состояний тех, кто большую часть жизни провел на руководящих постах. В лучшем случае вам ответят цитатами из высокой поэзии…
В нашей стране безотказно срабатывает синдром адаптации. Говорят, при длительных болях люди перестают реагировать. Так и общество давно уже перестало реагировать на разоблачения, а высокопоставленные чиновники никак не отвечают на прямые обвинения в коррумпированности. А зачем отвечать: они не первые и не последние, а газеты поговорят и забудут. Так было, есть и так, скорее всего, будет еще какое-то время, пока власть не перейдет от слов к делу и не прервет эту дурную бесконечность без оглядки на тех, кто выступает против вмешательства государства в частную жизнь. Они не хотят, чтобы к нам приходили представители соответствующих инстанций с вопросом о том, откуда у них дома, дачи, дорогие иномарки, недвижимость за рубежом и счета в офшорах? А ведь для развитых демократических стран это нормальная практика, причем ни бывшие, ни нынешние высокопоставленные должностные лица такие вопросы не игнорируют. Народ вправе знать…
А у нас, похоже, борьбу с коррупцией предлагают начать с нулевой точки отсчета, только вряд ли получится. На фоне огромной социальной поляризации подобный подход к проблеме обречен на неудачу. На общественное доверие при таком подходе рассчитывать не приходится, а без поддержки общества борьба с коррупцией будет сугубо формальной, то есть такой, какой была до сих пор».