23/01/2018 11:35
В Закавказье грядут перемены. Эрдогано-алиевской парочке не утащить из огня армянские каштаны грузинскими руками
В Закавказье грядут перемены. Эрдогано-алиевской парочке не удастся вынуть из огня армянские каштаны грузинскими руками
Человеку, внимательно отслеживающему потоки азпропаганды, фиксирующему перемены в ее направленности, ее фазовую активность и тематическую концентрацию, под силу составить представление о чуть более глубинных вещах, чем собственно агитационные механизмы. Речь идет о мотивах, распознав которые, можно вычислить тревогу и страхи «недружественного» нам государства, именно которые и определяют динамику действий пропагандистов.
В данном случае речь пойдет о грузинском направлении азпропагандистской работы, которая внезапно активизировалась, и на то есть свои веские причины, связанные с паникой в Баку и Анкаре по поводу назревшего крупного политического провала.
На это указывает, прежде всего, внезапная активизация персонажа по имени Гексель Гюльбей. Вообще, деятельность сей личности является наглядным примером слаженности действий турецких и азербайджанских агитационных структур, обслуживающих пантюркистский проект «бир миллет – ики довлет» (одна нация – два государства).
Гюльбей во всех своих агитационных изысках «решает задачи», исключительно исходя из взаимных стратегических турецко-азербайджанских интересов. Он, как принято говорить, не мелочится на частности и играет по-крупному с блефом, а поэтому оперирует исключительно ложными домыслами и провокационными политическими заявлениями. Именно на него часто ссылаются азербайджанские пропагандисты, выхолащивая в своих фантазиях образ «армянского фашизма».
Для не особо искушенных напомним, что Гексель Гюльбей является основателем и главой «Международной ассоциации против необоснованных армянских претензий» (ASIMDER). Эта организация действует с 2005 г. и центр ее деятельности - город Игдир в нынешней Турции. Кстати, именно там компактно проживает самая большая община закавказских татар, считающих себя «азербайджанцами, изгнанными из Армении в 1918г.».
По сути, ASIMDER – шовинистическая организация, главными целями которой являются «доказательство пришлости» армян в Закавказье и Турцию, фейковые информационные вбросы об «армянском терроризме» и, в конечном этапе, идеологическая подготовка почвы для устранения армян с пути политического сращивания тюркского мира.
В качестве примера гиперлживых изысканий Гюльбея, не церемонящегося с обыкновенной человеческой порядочностью, упомянем пару характерных случаев.
В октябре прошлого года Гексель Гюльбей поведал отечественным медиа «сенсационную новость» об открытии в Армении и Арцахе тренировочных лагерей для бойцов Курдской рабочей партии. По словам Гюльбея, таковые были организованны в Гюмри, Спитаке, Ереване, Лачине и Карвачаре. Всполошенная «сенсацией» турецко-азербайджанская пресса сразу же принялась обсуждать новость и тиражировать ее на международных медиа площадках с намерением привлечь внимание к «террористической сути армянской государственности». В процессе раскрутки всего этого абсурда в азербайджанском сегменте к новости было даже приложено «доказательное видео с тренировок курдских боевиков в армянских горах». Но когда армянские пользователи распознали в «командире боевиков» ветерана – разведчика Вооруженных сил Армении Вову Вартанова, а в самих «боевиках» - учащихся навыкам выживания в условиях горной местности армянских молодых людей, видео спешно было удалено.
Другим примером лжи и разнузданного шовинизма явилось заявление Гюльбея осенью 2015-го о недопустимости проведения армянами литургии в церкви Святого Креста на острове Ахтамар. По Гюльбею, армяне, якобы, превращают религиозное действо в политические митинги с призывами, лозунгами и армянскими флагами. При этом, Гюльбей умалчивает факт, что почему-то весь остров Ахтамар, включая храм, круглый год обвешан в неимоверном количестве флагами Турции. Наверное, он считает, что турецкие флаги - это непременная религиозная атрибутика армянских церквей. Зато в данном заявлении он, в качестве аргумента своей правоты еще и сетует, что обратился к армянским властям с требованием проведения своими приспешниками намаза в Голубой мечети в Ереване, но получил «наглый» отказ.
Приведенные примеры призваны показать провокационный стиль действий Гюльбея. И будет весьма наивным предполагать, что упомянутый пропагандист руководствуется лишь чувством оголтелой армянофобии и потому без разбора громоздит ложь на лжи, лишь бы «поплевать в колодец» соседей. На самом же деле, за всем этим бредом кроются вполне конкретные задачи, вскрыть которые поможет более внимательный разбор времени, параллельного стечения событий и других аспектов гюльбеевской риторики. Но для такого анализа мы обратимся к другому его заявлению, вскрывающему, как станет ясно из разбора, любопытные события в стане турецко-азербайджанского политического тандема.
Итак, не более чем десять дней назад Гексель Гюльбей дал «интригующее» интервью турецкому изданию «Sondakika». В нем он без колебаний заявил, что получил сведения об активизации АСАЛА в армянонаселенных районах Грузии. Якобы, АСАЛА учредила свое новое боевое крыло в Джавахке, назвав эту тайную организацию «Вирк – еркир».
«Это крыло создано для реализации пророссийской политики в регионе, - утверждает пропагандист, - оно использует армян, проживающих в Армении и в других странах мира. После ухода российских военных из базы в Ахалкалаки, все оружие было передано членам АСАЛА».
Начнем с того, что Гюльбей, как и вся азербайджанская пропагандистская рать не единожды «капали на мозги» грузинских властей о сепаратистских настроениях в среде джавахкских армян. Тема эта порядком избитая, но вот что совершенно новое бросается в глаза, так это упоминание о джавахкской ветви АСАЛА. Гюльбей всегда в своих пропагандистских фокусах указывал пальцем на деятельность этой организации, плюя на факт, что АСАЛА самораспустилась еще в самом начале далеких 70-ых годов прошлого века. Однако, о «джавахкских бойцах АСАЛА» нам приходится слышать впервые.
Другой изюминкой интервью стало упоминание об оружии бывшей российской Ахалкалакской базы. Употребляя словосочетание «все оружие», азербайджано-турецкий пропагандист, по-видимому, без экивоков имел в виду оснащение боевого соединения никак не меньше мотострелковой бригады, усиленной средствами артиллерии, ПВО и авиации. По Гюльбею получается, что вся техника Ахалкалакской базы – самолеты, танки, броневые машины и пушки ныне надежно попрятаны под стогами сена и в хлевах армянских крестьян джавахкского региона. Вопрос, как не отследили грузинские власти «коварную передачу оружия», так и повисает в воздухе.
Но Гюльбею опять же плевать на это. Вместо этого, он как бы ставит задачу грузинским политикам и спецслужбам, взывая к их «здравомыслию». «Информация о том, что среди «джавахкских» армян начала активно действовать АСАЛА – очень тревожный сигнал. Ведь это означает, что в случае, если армянам удастся «додавить» Грузию с организацией транзита через оккупированные территории (Абхазия, Южная Осетия), следующим шагом вполне может быть организация масштабного вооруженного сепаратистского мятежа».
Тут-то Гюльбей невзначай или, может быть осознанно, частично вскрывает причину своего сумасбродного заявления. Упомянув мельком о транзите через «оккупированные территории», Гюльбей выдает явную нервозность своих покровителей в Анкаре и Баку. Для полной картины упомянем здесь в двух словах о знаковых событиях, буквально днями ранее предшествовавших этому интервью.
Прежде всего, в конце декабря состоялась поездка президента Армении в Грузию. Как указывают источники, главной темой его встреч с руководством Грузии были обсуждения условий разблокировки транзитных маршрутов в Россию через конфликтные югоосетинский и абхазские регионы. Грузия уже официально заявила о согласии на разблокировку транзитных путей, при соблюдении некоторых политико-правовых и технических условий. Очередь за российской стороной, ныне изучающей эти самые грузинские условия.
Другим событием стала подготовка к подписанию контракта на полную перестройку моста через реку Дебет на границе Армении с Грузией у таможенных пунктов Баграташен – Садахло. Уже 15 января контракт был окончательно подписан между правительством Армении и выигравшей тендер на реконструкцию иранской строительной компанией. Выдача прав на эти работы иранцам – событие не столь финансово-хозяйственного, сколько политико-символичного свойства. Дело в том, что главным образом именно иранские транзитные грузы обеспечат эксплуатацию этого моста и загрузку работой таможенных пунктов. По поводу подписания армянская сторона недвусмысленно дала понять, что в случае успешных работ именно иранским строителям будет предоставлен тендер на возведение железнодорожных мостов и тоннелей на транзитной магистрали Север – Юг от Ирана через территорию Армении до грузинской границы. Таким образом, строительство моста – это первый тест для иранских компаний, а также доказательство окончательного решения иранской стороны о диверсификации своего транзитного сообщения с Россией и Европой.
Третьим событием стало сообщение из Тбилиси, что грузинские власти развернули кампанию по массовому переименованию азербайджанонаселенных сел и деревень на юго-востоке страны. Названия переименовываются уже не по принципу частичной переработки, как, к примеру, в случае с Садахлу, когда ранее тюркское окончание «лу» было изменено на «ло», более близкое грузинской фонетике. Ныне власти предпочли в срочном порядке вернуть истинные исторические наименования населенных пунктов, утерянных с массовым накатом в Грузию в 16-ом веке племен зактатар. В Баку эта новость была воспринята с возмущением и истерикой, особенно когда стало ясно, что в отличие от азербайджанских селений армянские не будут переименованы.
Возникает вопрос. Имея в виду все эти события, случайно ли появилось в прессе граничащее с идиотизмом заявление Гюльбея, которое азербайджанские и турецкие ресурсы начали в срочном порядке распространять? Очевидно, что нет, и именно сведя в уме воедино перечисленные нами события, экстравагантный Гюльбей попытался поднять градус накала своего заявления и напичкал его несусветной чушью, дабы в очередной раз попробовать стравить армян с грузинами. Но, собственно, дело-то совсем не в Гюльбее, а в прогоревшей программе действий турецко-азербайджанского тандема, который годами стремился окончательно отрезать Армению от северных путей, превратить армяно-иранскую границу в захолустье - аппендикс и, тем самым, окончательно задушить Армению в кольце тюркской анаконды.
Совершенно очевидно, что Грузия, усилиями Саакашвили, некогда вогнанная в объятия турецко-азербайджанской семьи, с годами стала тяготиться этой «любви» к себе и даже задыхается в этих объятиях. Этому способствовало много факторов: бесконтрольный наплыв тюрко-исламских элементов, фактическая экспроприация Аджарии и ее демографическая проблематика, монополизация газово-энергетического рынка и нескрываемая наглая диктовка ей «тюркскими братьями» внешнеполитической повестки. Вместе с тем, после событий августа 2008-го, а затем и эпопеи с киевским майданом, Крымом и Донбассом, к Тбилиси постепенно приходит понимание того, что открытая конфронтация с Россией не сулит сколь-нибудь успешного исхода, не гарантирует реальной военно-политической поддержки Запада и не предполагает экономического безоблачного благоденствия. С другой же стороны, геополитические сдвиги в регионе Ближнего Востока грозят докатить волны нестабильности через Турцию и Азербайджан до Грузии, в тылу у которой вместо надежного партнера в лице Кремля, спровоцированный некогда самим Тбилиси враждебный оскал.
В условиях же неустойчивой геополитики, в условиях явного вовлечения Тбилиси в чужую игру по нейтрализации южного соседа - Армении, в условиях тревоги за свое демографическое будущее грузинские власти начинают предпринимать серьезные меры по выправке нарушенного внешнеполитического баланса и осторожном встраивании себя в противовес тюркской оси в политико-экономическую ось Россия-Армения-Иран. Это значит, что Грузия готова включиться в вырисовывающийся новый проект сотрудничества в Закавказье, осознанно вовлекая Россию и ее ближайших партнеров в дело обеспечения своей собственной безопасности.
Такое непредвиденное развитие событий рушит планы Турции и Азербайджана по нейтрализации армянского фактора и полного поглощения Закавказья в чрево пантюркистских политико-экономических интересов. В стремлениях добиться лояльности Грузии, а в последствии и ее полного подчинения, тандем в последние годы действовал уж слишком развязно и нагло. Заявление Эрдогана о принадлежности Аджарии Турции вскрыл бесцеремонность этой страны в отношении своего «брата». Не менее нагло действовал и Азербайджан, открыто диктующий Грузии условия и допустимую для себя степень взаимодействия Тбилиси с Ереваном. В недавнем же прошлом тандем дошел до того, что начал навязывать грузинским властям «необходимость» введения турецкого военного контингента в южные районы Грузии, якобы, для защиты железнодорожной магистрали Тбилиси – Ахалкалаки – Карс от удара российско-армянских ВС и «армянских сепаратистов» Джавахка.
Однако, в противоположность всему этому Тбилиси, как видно, начал выправлять крен, и, как мы уже сказали, план по изоляции Армении и создании подконтрольного Анкаре и Баку пояса на юге Грузии прогорает.
Именно поэтому Гексель Гюльбей бросился, сломя голову, предостерегать грузин о грядущей армянской опасности, пугать их, но упоминаниями об уже давно не существующей организации АСАЛА и мифическом оружии с Ахалкалакской базы наломал таких дров, что даже сами официальные власти Турции и Азербайджана предпочли не мараться комментариями об этой чуши.
Очевидно, что в Закавказье действительно грядут определенные перемены, но, как видно, не совместимые с недавними идиллическими фантазиями эрдогано-алиевской парочки о вытаскивании из огня армянских каштанов грузинскими руками.