16/06/2018 09:49
«Голос Армении»։ Мессидж Дадиванка
Газета «Голос Армении» в номере от 14 июня пишет: «После смены власти в Армении в Баку, похоже, взяли на вооружение тактику "обижничества". Каждый шаг или заявление высшего руководства Армении там встречают с миной оскорбленной в лучших чувствах невинности, добавляющей новые "краски" к обычным фарисейству и лицемерию. Уже приходилось отмечать: такое впечатление, будто новые власти надавали Азербайджану обещаний по части Арцаха, а сейчас вот коварно отказываются их выполнять. Вроде не детсад, а государство, не игра в казаки-разбойники, а серьезная политика, ан нет – оскорбляются и выдают на публику демагогические тирады с привычным набором бессмысленных слов и выражений, словно недоросли, которым показали бублик, но дали всего лишь дырку от него.
Очередная порция таких заявлений последовала после визита президента Армении Армена Саркисяна в Арцах и посещения им одного из шедевров средневековой армянской архитектуры - монастыря Дадиванк. Первым, естественно, оскорбился пресс-секретарь МИД Хикмет Гаджиев, которому посещение историко-архитектурного памятника показалось"провокацией", которая "служит обострению ситуации". Гаджиев также усмотрел в этом "лицемерие" и "попытку руководства Армении обмануть международную общественность". И заявил, что, дескать, "проводимая руководством Армении политика угрожает региональному миру и безопасности". Вице-премьер Азербайджана и зампредседателя правящей партии Али Ахмедов также высказался, назвав визит Саркисяна "незаконным", за который он, Саркисян, несет ответственность."Данный вопрос должен вызвать беспокойство у Минской группы ОБСЕ, а также у всех государств, прилагающих усилия и выступающих с заявлениями с целью возвращения оккупированных азербайджанских земель", - добавил Ахмедов. И пригрозил, что за этот шаг президент РА "будет держать ответ".
Отметим прежде всего, что сопредседатели в своем заявлении никак не отреагировали на визит Армена Саркисяна и даже встретились с ним на следующий после поездки день. Таким образом, по логике Ахмедова, они не "прилагают усилия" и не выступают за "возвращение оккупированных земель". Крайне сложно понять, в чем руководство Армении "обманывает международную общественность" и как именно визит обостряет ситуацию и угрожает региональному миру. То есть постоянная агрессивная риторика, непрекращающиеся обстрелы, ранения и убийства армянских военнослужащих, скопление боевой техники и живой силы, дешевые информационные утки в стиле "освобождения 11 тысяч га территории", последовательное нагнетание армянофобии, регулярно звучащие угрозы новой военной агрессии, как и озвучиваемые на высшем уровне претензии на территорию обоих армянских государств и многое-многое другое – это, по логике ахмедовых, не обостряет ситуацию и не угрожает региональному миру. А вот посещение Дадиванка и Арцаха в целом – невиданная угроза и вопиющая провокация.
Между тем посещение Арменом Саркисяном именно Дадиванка по пути в Степанакерт прозвучало глубоким и значимым посылом. Монастырь расположен в Карвачарском районе – том самом, который Баку жаждет заполучить в числе пресловутых "уступок" армянской стороны. И первый мессидж визита президента Армении состоял именно в этом: территориальная целостность Арцаха незыблема для армянских властей и армянского народа. В Баку, естественно, это усекли – и разразились потоком сознания от бессилия.
Культурно-политический подтекст визита несет в себе и другой, не менее важный аспект. Жемчужина армянской архитектуры IV века -Дадиванк в бытность Арцаха в составе Советского Азербайджана перестал действовать и потихоньку разрушался, а уникальные фрески и строения были повреждены поселившимися в окрестностях азербайджанцами.В 1993 году Карвачар был освобожден, а Дадиванк вскоре заново открыт. С 1999 года с перерывами шли реставрационные работы, вернувшие монастырю его первоначальный облик. В прошлом году эти работы были в основном завершены, и теперь храм сияет во всем своем блеске, привлекая множество туристов. И это – второй мессидж армянского Дадиванка Азербайджану, ибо нет сомнений, что и этот шедевр неизбежно постигла бы участь хачкаров Старой Джуги, если бы не освобождение Карвачара.
Наконец, есть и третий фактор столь яростной реакции Баку. В Азербайджане не могут не понимать, что само по себе наличие в Карвачаре памятника армянской архитектуры IV века – неоспоримое свидетельство многовекового армянского присутствия в Арцахе и неопровержимое доказательство того, кто именно является хозяином Арцаха. Как в свое время варварское уничтожение великолепных творений гения нашего народа в Джуге стало для всех более чем убедительным доказательством армянского Нахиджевана. В Азербайджане не зря беснуются, соревнуясь друг с другом в брызгании слюны: мессидж Дадиванка, четко и своевременно озвученный Арменом Саркисяном, явно дошел до адресата. Причем не только в Баку».