25/07/2018 16:18
25 лет назад состоялись первые прямые переговоры между официальными представителями Азербайджана и НКР (Видео)
25 лет назад - 28 июля 1993 года - состоялись первые прямые переговоры между официальными представителями Азербайджана и НКР. После освобождения 23 июля 1993 года Агдама (ныне Акна), азербайджанские власти вынуждены были обратиться напрямую в Степанакерт с просьбой о перемирии.
Ровно за месяц до этого – 23 июня к власти вернулся Гейдар Алиев. Инициатива обратиться в Степанакерт с просьбой о переговорах по достижению перемирия принадлежала именно ему.
Цитата из книги Владимира Казимирова «Мир Карабаху»:
«27 июля Баку и Степанакерт обменялись списками участников прямой встречи и взаимно гарантировали безопасность на контролируемой ими территории в прифронтовой зоне у высоты 482,2 в районе Мардакерта. Именно там, у развилки дорог, в 16 часов 28 июля 1993 г. прошла встреча официальных лиц Азербайджана и Нагорного Карабаха. От АР в ней приняли участие: и.о. министра обороны С.Абиев, государственный министр И.Алиев, зампред Госкомитета по делам военнопленных и заложников И.Кязимов, представитель МИД Т.Зульфугаров и в качестве секретаря Н.Талыбов; от Нагорного Карабаха: министр обороны НКР С. Саркисян, назначенный буквально накануне министром иностранных дел НКР А. Гукасян, председатель главного управления национальной безопасности К.Абрамян, замминистра внутренних дел А.Агасарян, секретарь А.Мелик-Шахназаров.
За 1 час и 20 минут встречи были обсуждены вопросы продления прежних ограничений боевых действий, сроков проведения встречи высших руководителей АР и НК, обмена военнопленными и другие. Карабахцы представили проекты соответствующих договоренностей, но азербайджанцы сослались на то, что не уполномочены подписывать на месте какой-либо документ. Тогда С. Саркисян передал подписанный им текст соглашения о продлении ограничения военных действий, который С.Абиев все же подписал в Баку в ночь на 29 июля (видимо, по получении согласия Г.Алиева) и перебросил затем в Степанакерт по факсу. В нем продлевалась договоренность от 24 июля на 7 дней, в течение которых уполномоченные на то официальные представители обеих сторон должны были достигнуть соглашения о предстоящей встрече на высшем уровне руководителей АР и НК. Немаловажные детали: документ был назван соглашением, а под автографами С.Абиева и С.Саркисяна соответственно значилось «За Азербайджан» и «За Нагорный Карабах».
Мартакертские переговоры состоялись без какого-либо посредничества: созданная в марте 1992 года Минская группа никак не была задействована. Однако после репортажа Русской службы радио «Свобода», подготовленного секретарем делегации НКР Арсеном Малик-Шахназаровым, о встрече стало известно всем.
Достигнутое в результате переговоров перемирие было недолгим. Летом-осенью 1993 г было согласовано ещё несколько перемирий. В Москве прошли встречи сначала А. Гукасян - А. Джалилов (репортаж о ней был показан по российским «Вестям»), а в октябре состоялась секретная тогда встреча Р. Кочарян - Г. Алиев. Однако все достигнутые по результатам переговоров соглашения довольно быстро нарушались.
Понятно, что передышки были необходимы Гейдару Алиеву для накопления сил и подготовки к новому наступлению. Тем не менее факт остается фактом: в 1993 году Гейдар Алиев вел прямые переговоры со Степанакертом на предмет достижения режима прекращения огня.
Сохранились и документы за подписью Алиева, на которых в качестве стороны конфликта указан Нагорный Карабах, в том числе в одном из них – НКР.