26/09/2018 13:58
Азербайджанский червячок на крючке израильской дружбы
Израильский министр обороны Авигдор Либерман посетил Азербайджан: формально, по случаю празднования столетия «освобождения Баку от армян». И было бы наивностью полагать, что глава израильского оборонного ведомства, которому в силу никогда не спадающего напряжения в работе (тем более, сейчас) некогда вытереть и носа, ныне приехал в Баку расслабиться, покурить кальян в компании с Эрдоганом и иранской делегацией и еще отведать с ними славных бакинских кутебов.
Рабочие визиты в целых пять дней явление в политике чрезвычайно редкое, если не сказать, исключительное. В случае же с Либерманом совсем поразительное. Даже азербайджанские СМИ, понятия не имеющие об истинной цели визита и содержании переговоров за закрытыми дверями, опешили от удивления, не без доли настороженности, и начали выковыривать из носа всякого рода домыслы на этот счет. Некоторые из них даже предположили, что, якобы, Либерман приехал обсуждать очередную оружейную сделку с Азербайджаном.
Предположили, но никак не смогли внятно аргументировать, зачем, собственно, ради продажи всяких там «железных куполов» или «медных тазиков» министру обороны Израиля собственнолично приезжать в Баку, да еще и с пятидневным визитом. На то есть министр оборонной промышленности, есть всякого рода менеджеры и специалисты, которые согласовывают оружейные сделки и оговаривают детали по своим, закрытым от посторонних глаз каналам. Иные же азербайджанские аналитики, осознав бесперспективность тыканий пальцем в небо, решили на всякий случай выцарапать из упомянутого долгого визита шелуху для пропагандистской риторики и воинственных кривляний. Дескать, смотрите и удивляйтесь, армяне, значимостью Азербайджана и его связями, ведь сам Либерман пожаловал в Баку и днями напролет обхаживает кабинеты великодержавной азербайджанской власти.
Конечно, Либерману весьма был нужен этот «странный» визит. В этом нет ни толики сомнения. Однако, весь вопрос в том, на поверку нужен ли он окажется Азербайджану и не вытолкнет ли его к краешку пропасти? Ведь известно с давних пор, что Израиль предельно прагматичен в выборе «друзей» и за красивые глазки ни с кем так просто не заигрывает. А тех, кто имеет неосторожность кичиться своей явно завышенной важностью в глазах Тель-Авива, и вовсе насаживает как червячков на крючок своей «дружбы», а затем полощет их в мутных водах мировой политики.
Тогда к чему, спрашивается, Либерман столь долго водил политические шашни в Баку? Ответ напрашивается сам собой, если пробежать глазами по списку азербайджанских лиц, с которыми скопом и по отдельности у него состоялись приватные беседы. Есть там и президент, и премьер, и министр обороны, и руководители МВД и СГБ, и начальник погранслужбы, и еще ряд других бонз. В общем, весь стандартный набор лиц, первыми поднимающихся по тревоге, если грядет война у себя, и если грядет война под носом – у соседей. До намечающейся армяно-азербайджанской войны если Либерману и есть дело, то точно не в таком приоритете, чтобы обсуждать ее возможный ход с азербайджанскими «друзьями» пять дней кряду.
Другое дело Иран, отношения с которым у Тель-Авива час от часу идут на обострение. И, по-видимому, все решит исход операции в Идлибе. И если там русско-ирано-сирийским силам удастся удушить остатки недобитков, на коих во многом опирался Израиль в надежде разорвать шиитский полумесяц, то ирано-израильское противостояние без сомнения вступит в самую горячую фазу. Выкурить Хезболлах и «стражей исламской революции» из Сирии Израилю не удалось, а значит придется попробовать разгромить иранскую муллократию в ее родном гнезде, если, к тому же, делу вызвались подсобить еще и американцы со своим новым санкционным списком против Тегерана.
Такой план действий в Тель-Авиве вынашивался давно, и надо ли говорить, что все карты гипотетической войны помечены уже характерными стрелками и флажками и, кстати говоря, Азербайджану отведена в этом картографическом художестве со всеми вытекающими из него последствиями отнюдь не последняя роль. Об этом хорошо осведомлены в самом Тегеране и часто грозились выкрутить высокодолжностные бакинские уши.
Но сделать Баку обратный ход так просто из Тель-Авива не дадут. Израильское влияние уже настолько сильно в кулуарах азербайджанской власти, в разведке, в армии, что может спокойно тягаться с турецким, а с иранским и подавно. И дело тут вовсе не в произраильских предпочтениях алиевской политики, обусловленных государственной выгодой Азербайджана. Дело в многолетней кропотливой работе Тель-Авива по насаживанию лично Алиева на крючок «дружбы и взаимоподдержки». Израиль годами кнутом и пряником обрабатывал алиевщину, стращая ее иранской угрозой и внутренними всплесками исламского радикализма, задабривая оружейными сделками и обещаниями чуть ли не подарить в будущем так называемый «Южный Азербайджан».
Тем самым постепенно Моссад заполучил в лице Азербайджана обширную площадку для развязных действий против Тегерана. А Цахал выбил в пользование себе военные аэродромы и всю необходимую для возможной атаки на Иран инфраструктуру. Параллельно этому процессу на всех парах велась работа по собиранию на Алиева и его семью весьма интригующего досье, освещение которого может забить в гроб алиевщины кучу иранских, российских и, собственно, родных азербайджанских гвоздей. И уже с любой попыткой затрепыхаться в знак протеста навязанной дружбе крючок проникал в глотку еще глубже.
Ведь не случайно именно посредством израильской прессы периодически всплывают наружу наиболее скандальные тайны алиевщины. Это и информация о многомиллионных вкладах Мехрибан ханум в Тель-Авиве, и данные о диагнозе болезни Гейдара младшего и его лечении в Израиле, и откровения о переправке через Азербайджан выкраденного Моссадом иранского ядерного архива. Не исключено, что всякий раз, как только Ильхам Алиев упрямится в кое-каких вопросах, ему шлют «сердечный привет» из Тель-Авива в виде сбоя Мингечаурского ТЭС или чего-то подобного гянджинской «исламистской» смуте. Как знать…
Однако, факт кабальной «дружбы» с Израилем неоспорим. И если несколькими годами ранее благодаря «разгрузке» Обамы Азербайджану удалось избежать участи стать членом коалиции по атаке на Иран и тем самым быть самому раздавленным, то ныне его опять вталкивают в ту же авантюру.
Как будет выкручиваться алиевщина ныне, и будет ли вообще выкручиваться - не ясно. Тем более, что Авигдор Либерман наверняка прибыл в Баку с решительным настроем, уймой времени и целым набором всевозможных кнутов и пряников. О том, что его нынешний визит таит в себе много щекотливых интриг, говорит еще один косвенный, но существенный и красноречивый факт. Ведь еще летом министр обороны Израиля отложил этот свой визит, аргументировав такое решение нежеланием лицезреть парад азербайджанской армии по случаю «столетия освобождения Баку от большевистско-дашнакских оккупантов» стоя рядом с министром обороны Ирана.
Отложил, однако же, взял, да и прибыл. Значит по горло было надо.
И пусть не кривляются азербайджанские пропагандисты. Ведь за шелухой визита по случаю празднования пресловутого освобождения Баку образца 1918-го явно кроится цель окончательного закабаления Тель-Авивом Баку образца 2018-го.
Так что, соскакивать с крючка уже поздно.