04/10/2018 12:39
«Голос Армении»: BACK IN THE USSR. Плохому премьеру мешает парламент?
Газета «Голос Армении» в номере от 4 октября пишет: «Разделения на "наших" и "ваших" должны быть исключены", заявил 8 сентября премьер-министр Никол Пашинян на встрече с армянскими деловыми кругами в Москве. "Выборы в Совет старейшин действительно являются выбором между "белыми" и "черными", - объявил он спустя всего 3 дня на предвыборном митинге в Ереване. 24 сентября на встрече в Нью-Йорке с представителями армянской общины Пашинян утверждал: "Разговоры о том, что какие-то силы могут совершить в Армении так называемую контрреволюцию, просто пустые". 2 октября перед зданием парламента он заявил: "Если был вопрос о том, есть ли в Армении контрреволюционные силы или нет, то сейчас мы уже можем официально зафиксировать, что да, такие силы есть".
Не будем сейчас заморачиваться на том очевидном факте, что в зависимости от ситуации и места выступления премьер высказывает прямо противоположные мысли. Важнее понять, почему после периода относительного затишья, когда в стране, казалось бы, более или менее устаканились страсти и создалось некое подобие политического баланса со всеми атрибутами демократического плюрализма, понадобилось вновь взвинчивать градус напряженности заявлением о проведения выборов в НС уже в декабре?
Доводы премьера сводятся к тому, что парламент не отражает расстановки политсил, поскольку партия "Гражданский договор" имеет поддержку большинства населения, но меньшинство в НС. Второй аргумент заключается в том, что депутаты отчаянно стремятся как можно дольше удержать свои мандаты. Все верно: тот факт, что в парламенте недопустимо много случайных людей, проведенных туда по принципу ХЦБ (хнами-цанот-барекам -- сват-знакомый-друг), далеких от законотворчества послушных нажимателей кнопок, олигархов, коррупционеров и казнокрадов, отрицать невозможно.
Внеочередные выборы необходимы - вопрос лишь в сроках. И если летом вроде был достигнут консенсус об их проведении весной будущего года, то сегодня Пашинян неожиданно заявляет о середине декабря. И вновь вызывает людей на улицу, дабы продемонстрировать "контрреволюционерам" собственную безоговорочную поддержку и заявить о том, что таково требование народа. Хотя народ вроде бы спокойно сидел и ждал обещанных им коренных изменений в лучшую сторону.
С момента прихода к власти Пашиняна прошло 5 месяцев - срок, достаточный для того, чтобы хотя бы обозначить контуры и параметры этих перемен. Разработать и представить программы развития экономики, науки и образования, культуры, энергетики - каждой из сфер. Не приходится сомневаться в том, что любая такая программа была бы одобрена парламентом. Не потому, что все депутаты такие уж сознательные, а в силу именно пашиняновского аргумента: для сохранения как можно дольше мандата.
Было ли что-либо отдаленно напоминающее такого рода проект, который правительство представило, а депутаты не одобрили? Нет. Наоборот, работа кабинета чем дальше, тем больше вызывает вопросов относительно способности решать сложнейшие проблемы, перед которыми стоит страна. Сомнения в дееспособности правительства появились даже у тех, кто вначале безоговорочно поддержал "революцию", в том числе у экспертов, оценивающих реалии с профессиональной точки зрения. В самом деле, шоу с разоблачениями ненавистных народу деятелей иссякли, задержанные и арестованные потихоньку выпущены из тюрем а некоторые спокойно убегают из страны, увозя с собой награбленное, борьба с коррупцией сводится к сведению личных счетов всего лишь с одним из предыдущих президентов, каждого из которых можно обвинить в разного рода преступлениях против государства и народа. Радикальными реформами и не пахнет. Кто мешает этому - парламент?
Никол Пашинян отлично понимает, что в таких условиях кредит доверия к нему к весне может если не иссякнуть полностью, то изрядно снизиться - настолько, что желаемого большинства в парламенте он может и не получить. Отсюда стремление закрепить свою власть и сделать ее уже абсолютной, застраховавшись от резких изменений настроения общества и разочарования народа. Стремление к тому, что вполне может выродиться в диктатуру с нулевым процентом эффективности и опаснейшими вызовами для государства, которые уже просматриваются.
А ведь все можно было сделать по-другому. Не терять сторонников, а попытаться увеличить их количество за счет грамотных и разумных действий. Не делить народ на "революционеров" и "контриков", а стараться убедить "черные силы" стать "своими" и поддержать новые власти как единственную конструктивную политическую силу. В этом случае весной Пашинян мог спокойно и уверенно идти на выборы, имея за плечами не пустой рюкзак обещаний, а солидную базу для эффективной деятельности на достаточно длинный срок. Вместо этого он предпочитает вести страну к однополярной власти, не имеющей противовесов даже в лице нынешнего жалкого состава парламента с немногочисленными разумными оппозиционными голосами. Этакий возврат в СССР с КПСС под лозунгом уличной демократии и с извращенным пониманием как демократических, так и идеологических и национальных ценностей.
Почему же Пашинян не пошел по пути наращивания своего электорального капитала? Ответ лежит на поверхности: нынешнее правительство, в котором соратники премьера составляют большинство, не способно выполнять возложенные на него обязанности. Тут неизбежен следующий вопрос: если у команды столь короткая скамейка даже для десятка-другого руководящего состава правительства, кто пройдет завтра в парламент? Второй состав ХЦБ и те, кто шел не совсем рядом с Пашиняном, а чуть подальше? Такие же нажиматели кнопок, но уже "свои", "белые", пусть и такие же недееспособные, как подавляющее большинство правительственной команды? Зачем форсировать события в условиях, повторюсь, когда депутаты готовы проголосовать за любую инициативу правительства? Деньги и энергию некуда девать?
Рискнем предположить, что это делается с целью отвлечь внимание народа от того несомненного факта, что пять месяцев оказались брошены коту под хвост. Что у Пашиняна так и не сложилось команды, способной работать профессионально и созидательно. Что у правительства нет не то что концепции, но даже видения будущего развития страны. И что таковой концепции нет в том числе в важнейшем вопросе армянской государственности - Арцаха. На этом фоне отчаянное стремление распустить парламент и срочно получить 80 и больше процентов уже на выборах в НС, а значит - однополюсную власть, наверное, самое верное решение. Для Никола Пашиняна - не для государства.
Что же дальше? Что еще есть в популистском арсенале, дабы продолжать держать зачарованную публику в восторге от себя, любимого? Спортзал, велосипед, слащавые лайвы из разных уголков земного шара, полеты экономклассом и стоевровые поездки в Париж уже вряд сработают - пресыщенный зрелищами народ завтра потребует хлеба. Но Пашиняна, мягко обложенного со всех сторон бархатными сторонниками, это уже вряд ли будет особо волновать. Ведь ему уже даже памятник поставили - чего, кстати, пока не снилось даже Алиеву-младшему...».