04/10/2018 16:09
Баку предпринимает бесноватые потуги вбить клином свой длиннющий нос в армяно-российские отношения
В бесноватых потугах любой ценой отсечь Армению от союзников, партнеров и, вообще, всего цивилизованного мира, азербайджанская пропаганда безнадежно скатилась до уровня «нижеплинтусного» примитивизма. Наглядным тому примером служит трактовка армяно-российских взаимоотношений после смены власти в Армении. Перья подвизавшихся на поприще политаналитики журналистов уже иступились, а уста всевозможных экспертов обволоклись пеной от упрямого упорства представить положение дел в армяно-российской отношениях так, как хотелось бы видеть это из Баку. При этом азпропаганде совершенно наплевать на объективные факторы, обуславливающие характер и климат этих взаимоотношений.
Совершенно естественно, что в новых условиях российский военно-политический истеблишмент и обслуживающее его курс экспертное сообщество внимательным образом присматриваются к развитиям во внутренней жизни Армении и пытаются спрогнозировать перспективу дальнейшего взаимодействия, взвешивают все возможные риски, прорабатывают новые подходы. Одним словом, стараются не прозевать свои политические выгоды на данном треке, ибо того требует сложившаяся новая данность.
Опять же, само собой разумеется, что весь этот процесс может быть сопряжен с первичной негативной реакцией в некоторых околовластных российских кругах по отношению к новым армянским реалиям, поскольку все новое и неизведанное предполагает отход от сложившихся кондовых убеждений и, естественно, гибкую работу по освоению новой данности.
Российская же политическая традиция, как известно, не любит быстрых маневров с адаптацией к переменам, пусть даже хранящим потенциал еще больших выгод, собственно, для российской стороны. Ко всему этому следует прибавить еще и возросшую за последние годы мнительность и раздражительность Кремля, вызванные процессами реструктуризации во власти в республиках постсоветского пространства, что в отдельных случаях приводило к смене внешнеполитического курса некоторых из этих государств.
В случае с Арменией настороженность у Москвы завышена вдвойне, поскольку речь идет о стратегическом союзнике, который расположен в «предбрюшье» России, на подходе в наисложнейший на планете регион, и на территории которого расположена одна из немногих заграничных российских военных баз.
Собственно, те же адаптационные процессы ныне происходят и в самой Армении, новые власти встали перед необходимостью перезагрузки взаимоотношений с Россией, учитывая при этом не подлежащую переоценке концепцию стратегического союзничества с Россией.
По сути, речь идет об обыкновенной притирке сторон, которая обусловлена появлением новых лиц с армянской стороны, и которая совершенно естественно и объективно сопряжена с динамикой градуса трения. И дело тут не в личностных отношениях Путина с Пашиняном, хороших или плохих, а в чрезвычайной востребованности сторон друг для друга, когда регион вокруг готов взорваться в любую минуту от всевозможных противоречий и скрещивания интересов.
Трактовка же азербайджанской пропагандой перезагрузки армяно-российских отношений всецело сводится к субъективным или чисто поверхностным компонентам вопроса. Как то: у Пашиняна не получается завоевать доверие Путина; Армения рвется на Запад; Кремль, ради того чтобы наказать Ереван, может пойти на сближение с Баку и «вернуть Азербайджану оккупированные земли». От столь примитивного восприятия и воспроизведения политических реалий несет душком кухонных разговоров. Такая псевдоаналитика – есть следствие банального незнания «политической химии» с одной стороны, и непроизвольного стремления выдавать желаемое за действительное с другой.
Создается впечатление, что и азербайджанская аналитическая мысль, насквозь пропитанная пропагандистским раствором, при разборе сложнейших геополитических комбинаций часто оперирует мерилами, пригодным разве что для анализа обыкновенной бытовухи. Чрезмерная персонификация политических шагов и связей, личные симпатии, дружба, обиды, эмоции, злоба и всякое подобное. Вот приблизительный набор факторов, задающий, по разумению азербайджанских пропагандистов и горе-аналитиков, курс внешнеполитических отношений. Следует заметить, что к этим критериям добавляется еще и ничем не оправданное завышение своей (азербайджанской) значимости, что тоже в корне зарождает ошибочность политических анализов.
Из скопления всех этих мерил рождаются ложные формулировки, которые как неопровержимые аксиомы затем кочуют из головы в голову и из статьи в статью:
Азербайджан богат, а Армения нищая, следовательно, Москва больше тяготеет к Баку. У Алиева с Путиным давно сложились теплые личностные отношения, тогда как с Пашиняном Путин на ножах. Россия только в лице Азербайджана может обзавестись надежным и сильным союзником на Кавказе, между тем как Армения предает Россию. И тому подобное.
Авторы таких смысловых узелков совершенно игнорируют категорию относительности при оценке экономической значимости того или иного государства – партнера. Они тешатся мыслью, что личные симпатии (если таковые на самом деле и есть) глав государств способны ввести коррективы в область отношений, строго подверженных сугубо государственным интересам. Также при рассуждении о союзнических отношениях они не учитывают уйму исторических, цивилизационных и геостратегических факторов.
Так, разглагольствуя о предательстве армянами российских интересов, они забывают (с надеждой, что об этом забыли и в Москве), как, скажем, были вышвырнуты русские с Габалинской РЛС. Забывают, как комфортно лечилась и подкреплялась басаевщина в Баку, прежде чем беспрепятственно перескакивать в Чечню через азербайджано-российскую границу. И как отоваривалась хатабовщина азербайджанским оружием для накачки им мифического «Имарата Кавказ». Авторам идей о естественности стратегического союза Азербайджана с Россией таким же образом наплевать на многовековой опыт жестокого соперничества России с Турцией, вылившегося в целых тринадцать войн. По-видимому, им кажется вполне жизнеспособной идея союзнической каши с протурецким Азербайджаном, натовской Турцией и антинатовской Россией, приправленной к тому же вожделенными грезами о пантюркистской экспансии на Кавказ, Крым и Поволжье.
Ими совершенно упущена из виду ожесточенная борьба за ведущую в Европу нефтегазовую логистику, борьба, в которой Россия готова удушить любого конкурента, способного хоть сколько-нибудь ущемить рыночные интересы Москвы.
Зато, согласно им, дружеское попивание чаев с кренделями где-нибудь в Баку или в Сочи, сопровождаемое расплющенной в ширь улыбкой Алиева, способно напрочь выветрить из путинской головы выверенные веками истинные стратегические интересы России на Кавказе.
На самом деле, бесноватые потуги азпропоганды перевернуть реальность с ног на голову и вбить клином свой длиннющий нос в армяно-российские отношения - это тема более пространной статьи и с совершенно иной, строго классической стилистикой анализа, чему данная заметка естественно никак не соответствует. Сей же продукт размышлений следует считать не как строгий и серьезный разбор проблемы, а как легонькое подергивание упомянутого носа в развязном стиле, за которым весьма вероятно, в дальнейшем последует серьезный разбор всей подноготной азербайджанской пропагандистской стратегии в деле подпорчивания атмосферы армяно-российских взаимоотношений.