08/11/2018 09:47
Базарные ряды Азербайджана заканчиваются на армяно-азербайджанской границе. Об обмене по принципу «всех на всех»
На днях азербайджанская пресса опять коснулась темы обмена пленными.
По словам бакинских газетчиков, некий осведомленный источник поведал, что Азербайджан в очередной раз обратился к Армении с предложением обменять взятых в плен с обеих сторон граждан по принципу всех на всех. Однако армянская сторона, якобы, никак не отреагировала на инициативу. При этом таинственный «осведомленный источник» почему-то не счел нужным уточнить весьма существенную деталь. А именно, что обращение с таким предложением к одной Армении заведомо нерационально и попросту глупо.
Ведь речь, согласно азербайджанской стороне, идет о шести предполагаемых лицах (по трое с каждой стороны). Но, как известно, двое из плененных армян – Карен Казарян и Завен Карапетян – являются гражданами Армении и были похищены на армяно-азербайджанской границе, тогда как Арсен Багдасарян гражданин Республики Арцах и был взят в плен на арцахско-азербайджанской линии фронта. Трое азербайджанцев из заявленного списка (Дильгам Аскеров, Шахбаз Гулиев, Эльдар Гусейнзаде) были взяты в плен на карабахской территории и осуждены за преступления по законам Республики Арцах, в пенитенциарном учреждении которой и отбывают ныне свои сроки заключения.
Конечно, теоретически, соответственные органы двух армянских государств могут согласовать общую позицию по вопросу обмена своих граждан и в случае необходимости пойти на обоюдную сделку. Однако для этого азербайджанская сторона должна направить свое предложение и Степанакерту, как полноценному субъекту данной теоретической сделки. Но вот тут-то и зарыта бакинская собака.
Обращаться к властям Арцаха Азербайджан ни под каким соусом не желает, ибо расценивает любой диалог со Степанакертом в качестве политического минуса себе. Обращаться, разговаривать, обсуждать, согласно Азербайджану значит де-факто признавать существование и самостоятельность субъекта, которого, исходя из политических соображений, предпочиталось попросту не видеть, как пустое место.
Словом, для Азербайджана политическая подоплека в данном вопросе куда важнее, чем гуманитарная составляющая инициативы.
Однако при всем при этом, именно азербайджанская сторона умудряется обвинять армян в излишней политизации вопроса. Вот что по этому поводу молвил таинственный «осведомленный источник»: «Последняя официальная встреча рабочих групп состоялась в 2005г. в Тбилиси. Причина того, что столь длительный период не проводятся встречи, является неисполнение армянской стороной достигнутых на этих встречах договоренностей. Кроме этого, армянская сторона политизирует гуманитарные вопросы. При таких обстоятельствах смысла нет встречаться и договариваться о чем-либо».
В данном случае излюбленное размытое в Баку понятие «армянская сторона» и есть главное препятствие каким-либо предметным договоренностям, ибо это понятие уже само по себе вносит политическую каверзу в дело. Между тем, в том же Арцахе существует и действует государственная комиссия по делам военнопленных и пропавших без вести граждан, продолжающая дело специальной карабахской группы, которая, если вышибло память у азербайджанских коллег, в годы войны и после нее осуществляла самостоятельную работу по обмену военнопленных и попавших в заложники мирных граждан. А ведь тогда азербайджанская сторона, не оглядываясь на политические формальности, с превеликой готовностью шла на контакты с этой рабочей группой и эффективно с ней сотрудничала. Впрочем, тогда и сам Гейдар Алиев был вынужден контактировать непосредственно с властями НКР, в письменных обращениях на их имя охотно используя терминологию по типу «Председателю ГКО НКР» или «Министру обороны НКР».
Так за чем же дело сталось? К чему нынче открещиваться от собственных проделок, подобно девице легкого поведения, которую вчера еще с обоюдного согласия сторон тискали за углом, и которая спустя сутки ломает из себя святошу перед теми же клиентами?
Однако, все изложенное выше – это лишь одна из причин отказа Еревана и Степанакерта воспринимать всерьез вновь предложенный Баку обмен пленными по принципу «всех на всех». Как уже успел заявить официальный представитель президентской администрации Республики Арцах Давид Бабаян, карабахская сторона ни под каким предлогом не выдаст Азербайджану матерых диверсантов и убийц.
И, действительно, какой резон выдавать жестокосердно расстрелявших и искромсавших ножами невинного мальчика подонков государству, которое уже успело сотворить из них национальных героев? Естественно, участь своих граждан, по банальному недоразумению оказавшихся в азербайджанском плену, у Армении и Арцаха не может не вызвать чувства беспокойства. Их судьба находится под пристальным вниманием армянских государств и общества, и наверняка прорабатываются варианты их возврата на родину.
Однако это совсем не значит, что можно ставить на одну доску все фигуры, которые хочет задействовать официальный Баку в своей авантюре по обмену. В обратном случае получится, что совершенное Дильгамом Аскеровым гнусное убийство в придачу с разведывательной деятельностью фактически равнозначно поступку слабоумного человека Завена Карапетяна, все преступление которого заключается в опрометчивом плутании его по азербайджанским постам. Вот здесь-то и размоются принципы международного права, согласно которым есть четкое разграничение между понятиями «военнопленный – преступник» и «оказавшийся в заложниках мирный гражданин».
Именно к такому размыванию понятий и стремятся в Азербайджане, сведя весь деликатный вопрос к характерной для себя базарной логике, дескать: «я тебе ящик огурцов, а ты мне штиблеты».
И потом опять же истинно по-своему, по-базарному строят из себя ухмыляющихся ангелочков с милыми коровьими глазами: мол, несговорчивый клиент на обмен никак не идет и выгоды своей не разумеет.
Вот только забывают при этом, что базарные ряды вместе с базарной логикой имеют свойство где-нибудь заканчиваться. В данном же случае – на армяно-азербайджанской границе.