08/11/2018 08:49
«Голос Армении»: Обмена не будет, забудьте. Как один армянин мог подорвать обороноспособность и безопасность всего Азербайджана
Газета «Голос Армении» в номере от 8 ноября пишет: «6 ноября в Гандзаке начался судебный процесс над гражданином РА Кареном Казаряном. 34-летнему жителю села Бердаван Тавушского марза вменяется в вину целый букет статей УК Азербайджана. Напомню, что Казарян оказался на территории соседней страны 15 июля текущего года при так и не выясненных обстоятельствах. Напомню также, что о нем долгое время не было никаких сведений, а представители Международного Комитета Красного Креста за прошедшие почти четыре месяца посетили его всего один раз - в начале августа.
Карен Казарян стал седьмым за последние годы жителем приграничного села, попавшим в плен при странных обстоятельствах. Согласно сообщению Минобороны РА, он имеет проблемы с психикой и состоит на учете в соответствующем учреждении. Шестеро из семерых являлись жителями Тавушского марза, по меньшей мере трое из них также имели проблемы со здоровьем. Следственный комитет, который вел эти дела, ни разу не удосужился выяснить обстоятельства их пленения, что давало все основания предполагать, что со стороны Баку ведется настоящая охота за жителями приграничных сел, в силу своей ущербности способными стать легкой добычей вражеской разведки. Все они, в том числе 77-летний Мамикон Ходжоян, выдавались за "армянских диверсантов" и были либо жестоко убиты, либо осуждены по заведомо ложным обвинениям.
В случае с Казаряном, как и в предыдущих, доблестные азербайджанские спецслужбы не избежали очевидных киксов. После публикации фотографии объявленного диверсантом заложника в сети появился призванный подтвердить этот снимок некоего военнослужащего на боевом посту с оружием в руках, которого в Баку попытались выдать за Казаряна. В реальности же военнослужащим оказался житель Еревана, со странички которого в соцсети и был взят снимок. После сообщения о начавшемся в Гандзаке процессе выяснились и другие проколы спецслужб, очевидно указывающие на продолжение фарса с "армянским диверсантом" уже в суде.
В сообщениях, во-первых, указывается, что Карен пытался совершить на территории Азербайджана теракт. Далее выясняется, что он планировал и другие крупные преступления. В частности, касающиеся "жизни и здоровья", а также "в сфере экономической деятельности", "против общественной безопасности", "против основ конституционного строя и безопасности государства", наконец, "против порядка управления". То есть обвинение будет доказывать, что Казарян в одиночку намеревался подорвать экономическую деятельность и общественную безопасность целого государства, да еще и столь "мощного", как Азербайджан, о чем неустанно и ежедневно пишут тамошние СМИ. Сложно представить, что станет с этой страной, если туда будет направлено, скажем, десять армянских диверсантов...
Другой очевидный прокол закрался в бэкграунд сообщений о начавшемся суде. Согласно сайту репорт.аз, К.Казарян действовал один: он "спрятал оружие и боеприпасы, их комплектующие, взрывчатые вещества и устройства", после чего и был замечен азербайджанскими пастухами. Те сообщили в соответствующие госструктуры, которые задержали Казаряна, не позволив ему "завершить преступные намерения". "Войдя в заведомо преступный сговор с двумя или более лицами, он в целях наживы и по заказу пытался совершить теракт на почве национальной ненависти и вражды, совершить умышленное убийство двух или более лиц, совершить взрыв, направленный на разрушение и повреждение предприятий, объектов жизнеобеспечения населения с целью ослабления оборонной способности и экономической безопасности Азербайджанской Республики" - говорится в сообщении.
Теперь посмотрим, что писали азербайджанские СМИ сразу после пленения Карена Казаряна. "15 июля Минобороны Азербайджана сообщило о том, что предотвращена попытка армянской диверсионно-разведывательной группы перейти линию соприкосновения огня на азербайджано-армянской госгранице в направлении Газахского района" - писал хаккин.аз. В сообщении также говорилось о "потерях с армянской стороны" и захвате в плен одного из "диверсантов" - Карена Казаряна. Таким образом, судя по сообщению от 6 ноября, Минобороны Азербайджана ранее распространило грубую дезу: никакой диверсионно- разведывательной армянской группы и понесенных ею потерь не было. Есть один-единственный сельчанин, который "с целью наживы или по заказу" пытался ослабить обороноспособность и экономическую безопасность Азербайджанской Республики.
Другой важный аспект дела Казаряна заключается в следующем. Сообщение о начале судебного процесса появилось спустя несколько дней после того, как в Баку попытались закинуть удочку "обмена пленных всех на всех ": дескать, и с той и с другой стороны таковых трое. При этом назывались, естественно, имена двух диверсантов, захваченных летом 2014 года и осужденных за преступления против Республики Арцах. В этом смысле примечательно, что Казаряну также вменяют в вину "попытку убить двух и более лиц", стремясь провести хотя бы призрачную параллель с карвачарскими диверсантами, убившими, напомним, 17-летнего юношу и майора армянской армии. Общеизвестно, что для Ильхама Алиева возвращение убийц стало своего рода идефикс, хотя Степанакерт неоднократно заявлял о том, что вопрос просто не подлежит обсуждению.
После сообщения о предложении «обмена всех на всех» (которое, как выяснилось, не получали ни в Ереване, ни в Арцахе) Давид Бабаян четко и однозначно заявил, что невозможно менять преступников на невинных людей. Это заявление поддержали и в Ереване. Министр обороны Давид Тоноян отметил, что "в настоящий момент в Армении и Арцахе военнопленных нет, а те, кто содержится в заключении в Арцахе, были осуждены за преступления и не могут рассматриваться в качестве военнопленных". То же самое повторила при посещении родных Казаряна супруга премьер-министра Анна Акопян. "Насколько я знаю, нет международного опыта по обмену военных преступников на гражданских лиц. В данном случае подобные намерения можно назвать циничными. Люди, которые находятся у нас, осуждены на 16 лет (на самом деле один из диверсантов осужден на пожизненное заключение, второй - на 22 года) за убийство ребенка. Поднимать подобный вопрос странно. В особенности с учетом того, что уже была печальная история с героизацией подобных преступников", - сказала она, имея в виду будапештского маньяка Сафарова.
Таким образом, армянские стороны в очередной раз однозначно закрыли тему обмена. Другое дело, что вопрос гражданина РА Карена Казаряна остается в актуальной повестке соответствующих госструктур страны. Учитывая вопиющие нестыковки и киксы азербайджанской стороны, необходимо добиваться возвращения Казаряна, используя весь международный инструментарий. И вопрос касается как Минобороны, в рамках которого действует Госкомиссия по военнопленным, заложникам и без вести пропавшим, так и МИД, и аппарата омбудсмена. Возможно, следует потребовать присутствия на суде если не представителя РА, то международного наблюдателя.
А пока перед судьей по имени Дадаш Иманов стоит сложная задача - доказать все многочисленные преступления Казаряна. С которой Дадаш, несомненно, справится играючи, учитывая особенности азербайджанской пропаганды, а главное – правосудия».