29/11/2018 08:40
«Голос Армении»: Второй «сумгаит» не получится. Исполнилось 30 лет героической самообороне армян Гандзака
Газета «Голос Армении» в номере от 29 ноября пишет: «В той сумасшедшей внутриполитической гонке, в которую оказалась затянута Армения, совершенно незамеченной осталась 30-летняя годовщина одной из самых героических и одновременно трагических страниц истории Арцахского освободительного движения. События в Гандзаке (Кировабад) вошли в летопись борьбы армянского народа как символ его мужества и несгибаемого духа. Запланированный властями Азербайджана "второй "сумгаит" провалился: массовых убийств и масштабных погромов удалось избежать благодаря продуманной и организованной самообороне. Однако порядка 45 тысяч армян Гандзака вынуждены были покинуть родной город.
То, что произошло в городе в ноябре сакрального 88-го, абсолютно вписывается в логику стремительного развития событий того времени. Сразу после "сумгаита" начались погромы по всему Азербайджану: в мае было насильственно депортировано все армянское население Шуши, а лето и начало осени ознаменовались депортацией мирных жителей сел Северного Арцаха. В Кировабаде, несмотря на неоднократные попытки расправы, местные армяне все еще держались. Набат прозвучал в ноябре.
Говоря о событиях осени 88-го, невозможно обойти вниманием один весьма существенный факт. 18 ноября в Москве Верховным судом СССР был вынесен приговор трем сумгаитским погромщикам, один из них был приговорен к высшей мере наказания (единственный смертный вердикт, вынесенный исполнителям сумгаитского геноцида). Это вызвало в Азербайджане нескрываемую ярость: именно в те дни на бакинских митингах появились транспаранты с портретами преступников и лозунгом "Слава героям Сумгаита". Давно находившиеся под прицелом армяне Кировабада стали одной из мишеней этой озверелости: 21 ноября в городе начались погромы. По неполным данным, за неполные две недели было убито 18, пропало без вести 60, тяжело ранено около 80 человек. Вместе с тем кировабадские армяне доказали главное: при наличии единства и организованности наш народ способен дать достойный отпор нелюдям даже в условиях азербайджанского города и противостояния многочисленным бандам погромщиков, пользовавшихся всемерной поддержкой организаторов погромов — властей Азербайджана.
Согласно свидетельствам кировабадских армян, им выдвинули ультиматум: покинуть город до 24 ноября. По улицам ходили толпы азербайджанцев с угрожающими лозунгами, вооруженные самодельным оружием. Повторялся сценарий "сумгаита": погромщики знали адреса армян даже в неармянской части города. Как вспоминала очевидица событий Джульетта Еремян, регулярные нападения совершались именно в турецкой части, где жившие разрозненно немногочисленные армяне не могли защищаться. Убивали, грабили, насиловали, измывались – все, как девять месяцев назад в Сумгаите. Разница была в том, что большинство местных армян компактно проживало в так называемой армянской части, отделенной от турецкой части рекой и мостом. Здесь же, на правобережье, находилась церковь Григора Лусаворича, ставшая пристанищем для женщин, детей, пожилых и больных людей.
По словам одного из организаторов самообороны Кировабада Григория Оганезова, к 22 ноября, когда ситуация накалилась уже до предела, была сформирована группа, координировавшая все работы. В храме действовали медпункт для раненых и столовая для оставшихся без крова, добровольцы развозили еду даже в те квартиры, где компактно укрывались армяне. На улицах и перекрестках выстроили баррикады из мешков с песком, металлических кроватей, бочек, приготовили бутылки с зажигательной смесью. По ночам члены группы проникали в турецкий район и вывозили остававшихся там соотечественников. Следует отметить, что, в отличие от Сумгаита, подразделения Советской армии действовали в Кировабаде довольно четко и помогали армянам защищаться.
24 ноября банды азербайджанцев предприняли атаку, пытаясь перейти разделительный мост. По свидетельству военнослужащего Ивана Чугунова, "вооруженные толпы с канистрами бензина и самодельными гранатами двинулись к армянской части города, имея цель ее окружить, сжечь большинство принадлежавших им предприятий торгово-бытового обслуживания и захватить дома. Над десятками тысяч людей повисла угроза жестокой расправы". Нападение удалось остановить ценой жизни 5 солдат и одного офицера.
Героическая самооборона Кировабада продолжалась до начала декабря - ситуация несколько разрядилась после введения в город дополнительных армейских частей. Масштабной резни удалось избежать, но в течение последующих нескольких месяцев армянское население полностью покинуло родной город, оставив дома и огромное имущество. Геноцидальная политика Азербайджана дала явный сбой. По образному выражению одного из гандзакцев, Кировабад стал кровавым мостом между "сумгаитом" и черным январем 90-го в Баку. После этих событий поток беженцев из Азербайджана принял уже масштабный характер, и вовсе не случайно, что именно с ноября 88-го ведется отсчет массовому исходу азербайджанского армянства, кульминацией которого стал геноцид армян в Баку.
Вспоминая о событиях 30-летней давности, невозможно обойти одно из самых чудовищных преступлений Азербайджана. В феврале 90-го "Комсомольская правда" опубликовала сообщение о страшной находке в окрестностях Кировабада. "Группой Уголовного розыска МВД СССР подтвержден факт вывоза из Кяпазского дома инвалидов г. Гянджи (Кировабада) 12 лиц армянской национальности и их убийства. В пойме реки Куры, в сорока километрах северо-западнее Гянджи, следственная группа обнаружила 12 закопанных трупов: 11 женщин и 1 мужчина. Среди них люди преклонного возраста" - говорилось в заметке. По словам заместителя начальника политуправления ВВ МВД СССР генерала Нечаева, в тот же день 14 февраля военнослужащими обнаружены еще 6 трупов вблизи села Аджикенд Ханларского района (в 20 км от Кировабада). "Трупы обезображены, с множеством колотых ран…" - указывалось в публикации. Имена 18 мучеников стали известны спустя несколько месяцев: их сообщил в ответ на запрос армянских депутатов председатель КГБ СССР В. Крючков.
Если самооборона кировабадских армян, несомненно, стала одной из предпосылок и предтечей победы в Арцахской войне, то убийство беспомощных стариков из Дома престарелых, совершенное с особой жестокостью, - очередное доказательство неизменности почерка Азербайджана. Традиции убийства – с изощренной жестокостью, безжалостно и беспощадно, - пожилых людей, больных и инвалидов, заложенные в начале конфликта, дотянулись до наших дней демонстративным убийством стариков Талиша в апреле 2016-го. Доказывая, что ничего не изменилось за 30 лет ни в политике, ни в образе действий, ни в целях Азербайджана и Турции. Но и доказывая, что только сила духа, мужество, сплоченность и самоорганизованность армянского народа способны остановить геноцидальную турецкую машину, невзирая на все проблемы и противоречия внутреннего характера.
Сегодня, в условиях одного из самых драматичных и сложнейших периодов истории независимой Армении, это, пожалуй, главный мессидж тех, кто 30 лет назад начинал разматывать обратно страшный клубок армянской истории, превращая ее из трагической в героическую».