11/12/2018 08:52
«Голос Армении»: Почему 10 декабря? 27 лет назад в Арцахе был проведен референдум, определивший независимый статус республики
Газета «Голос Армении» в номере от 11 декабря пишет: ««Я тогда только получила паспорт, и это был мой первый гражданский долг - референдум о независимости. Наивно думали, что эти "птички" убедят Горбачева дать нам свободу. И гордые такие шли, выстраиваясь в очередь, чтобы поставить заветную птичку. А в это время уже в ход пошли "Алазани" из Шуши..." - из воспоминаний жительницы Степанакерта Анны Цатурян.
«Исходя из результатов голосования и принимая во внимание положения Всеобщей декларации и международных пактов по правам человека, независимые наблюдатели заявляют: население НКР подавляющим большинством голосов высказалось за независимость Нагорно-Карабахской Республики" - цитата из Акта о результатах референдума, подписанного порядка 25 независимыми наблюдателями.
10 декабря - день прав человека, провозшглашенный ООН спустя 2 года после принятия в этот же день 1948 года Всеобщей декларации прав человека. Решение провести референдум о независимости в Арцахе именно 10 декабря не только несло в себе высший нравственный смысл, но и получило глубокое правовое наполнение. "Референдум проводился в условиях вооруженной агрессии против НКР, которая выражается в непрекращающихся обстрелах города Степанакерта и других населенных пунктов с применением различных видов оружия, включая ракеты и артиллерию. В день голосования от обстрелов погибло 10 армян, ранено 11. Большинство женщин и детей г. Степанакерта ночует в подвалах, закрыты детские сады и ясли, школы. В ночь с 11 на 12 декабря в одну из школ Степанакерта попал артиллерийский снаряд. Взорван городской водопровод, нет хлеба, медикаментов" - говорилось в отчете наблюдателей.
Драматические подробности к этому могут добавить десятки тысяч очевидцев и участников референдума. И во всех будет подчеркнуто главное: те 82,2% избирателей, что пошли голосовать под реальнейшей угрозой жизни, сделали свой выбор абсолютно осознанно, понимая значимость своего голоса для истории и судьбы армянского народа. 99,89% из них проголосовали за независимость.
Бюллетени были напечатаны на трех языках - армянском, русском и азербайджанском. Для сравнения: на состоявшемся в октябре того же года референдуме о независимости Азербайджана бюллетеней на армянском не было, хотя там проживало в десятки раз больше армян, нежели азербайджанцев в Арцахе. Тем не менее референдум о независимости НКР не был признан международным сообществом со ссылкой на то, что в нем не принимали участия азербайджанцы. Без учета того простого обстоятельства, что их участие не повлияло бы на конечный итог.
К сожалению, за прошедшие с тех пор 27 лет армянская сторона так и не сумела закрепить значение референдума на международной арене. Между тем вкупе с итогами войны и множеством иных факторов его результаты являются мощным аргументом в пользу признания независимости Арцаха. Нынешний разительный контраст в векторе и уровне демократического развития между НКР и АР берет свое начало в том числе с референдума - важнейшего института прямой демократии. Отсутствие четкой концепции урегулирования вопроса привело к тому, что официальный Ереван так и не сумел формально закрепить правовые итоги исторического голосования, постоянно плывя по течению и позволив процессу урегулирования "отплыть" далеко от сути конфликта. Прежде всего - в правовом смысле.
Сегодня итоги референдума могут стать основой для обоснования нынешними властями своей позиции по важнейшему вопросу армянской государственности. Позиции, которая пока еще остается невнятной и чреватой подводными камнями. Если бывшая власть, формально соглашаясь на уступки, все же проводила четкую красную линию, за пределы которой выходить было невозможно, то правительство Никола Пашиняна пока таких заявлений не делало. Кстати, бывшие регулярно указывали на результаты голосования 10 декабря: так, в связи с проведением в Арцахе конституционного референдума в феврале 2017 года МИД РА заявил следующее: "Статус Нагорного Карабаха уже определен референдумом о независимости, а конституционный референдум является продолжением референдума о независимости". Этот посыл мог бы вполне логично укладываться в ту формулу, о которой не раз говорил Пашинян. Если бы не ряд настораживающих оговорок.
"Армению не нужно считать стороной, ответственной за взаимные уступки. Кто-нибудь поинтересовался у Азербайджана, готов ли он на взаимные уступки? И пока Азербайджану этот вопрос так и не был задан, нам никто этот вопрос задавать не должен. Второе – Карабах должен стать одной из сторон переговорного процесса, и этот вопрос могут решить лишь народы Армении и Азербайджана", - заявил Никол Пашинян в ходе предвыборных теледебатов.
Возникают в связи с этим два вопроса. На фоне постоянно подчеркиваемой и.о. премьера необходимости участия руководства Арцаха в переговорном процессе не только продолжаются встречи министров ИД Армении и Азербайджана, но и заявляется о подготовке официальной встречи лидеров двух стран. Как это укладывается в логику заявлений Пашиняна - вопрос, на который он пока не дал ответа. Второе. И.о. премьера уже несколько раз как бы невзначай говорит о том, что, дескать, вопрос должны решить "лишь народы Армении и Азербайджана". О том, что Азербайджан своей геноцидальной политикой в отношении армянского народа давно потерял какое-либо право влиять и участвовать в решении судьбы Арцаха, заявлялось многократно. Каким образом может "решать" судьбу Арцаха народ, героизирующий убийц армян и визжащий от дикого восторга при виде отрезанной головы армянского солдата, не говоря уже о многочисленных иных массовых преступлениях начиная с "сумгаита", - вопрос, на который нынешние власти также не дают ответа.
27 ноября, выступая в ходе агиткампании, Пашинян назвалсебя первым руководителем РА, который заявил, что по вопросу урегулирования карабахского конфликта может выступать лишь от имени Армении, но не будет вести переговоры от имени Арцаха. "Позицию Арцаха могут представить лишь власти Арцаха. Позиция Арцаха будет решающей, поскольку решить данный вопрос должен в первую очередь народ Арцаха, и никто не может вопреки воле народа Арцаха решить этот вопрос", – подчеркнул он.
К сожалению, Никол Пашинян также стал первым руководителем РА, который допускает, что в решение судьбы Арцаха может быть вовлечен "народ Азербайджана". Оставим в стороне явное противоречие между этими двумя заявлениями в надежде, что позиция руководства РА станет после выборов более четкой и не дающей оснований для разночтений. Но если Пашинян действительно уверен, что "никто, кроме народа Арцаха, не может решить этот вопрос", то итоги референдума 10 декабря 1991 года дают все основания для того, чтобы сделать их ключевыми в позиции Армении.
Все остальное будет уже производным. Если власти Армении реально делают ставку на волю народа Арцаха, то она была убедительно проявлена 27 лет назад - в условиях смертельной опасности. Опора на результаты референдума может стать универсальной правовой основой для той новой концепции урегулирования вопроса, которую вправе ждать армянский народ от уже обладающего всей полнотой власти руководства Армении».