13/12/2018 09:19
«Голос Армении»: Без предусловий. Почему заявление Никола Пашиняна вызвало столь исступленную реакцию в Турции и Азербайджане?
Газета «Голос Армении» в номере от 13 декабря пишет: «Сразу после публикации итогов выборов и.о. премьер-министра РА провел пресс-конференцию для иностранных журналистов. Судя по публикациям, два его ответа на вопросы оказались наиболее примечательными - связанные с НАТО и отношениями с Турцией. Комментарий по поводу последнего и вовсе стал поводом для очередного словоизвержения в Анкаре и особенно в Баку. Между тем ответ Пашиняна не содержал в себе ничего нового с точки зрения позиции Армении, которая ранее воспринималась в указанных столицах вполне себе спокойно и без особых эмоций.
Армения готова установить дипломатические отношения с Турцией без каких-либо предусловий, и я надеюсь, что Турция займет такую же позицию, заявил Пашинян. И добавил: "Однако отношения с Турцией связаны с вопросом Нагорного Карабаха, с третьим государством. Я имею в виду Азербайджан". Немногим более месяца назад, 1 ноября, Пашинян говорил то же самое: новые власти Армении готовы к продолжению процесса урегулирования отношений с Турцией без предусловий. "В нашем представлении вопрос признания геноцида не имеет отношения к нормализации армяно-турецких связей. Признание — вопрос безопасности, причем не только вопрос безопасности Армении, но и вопрос международной безопасности. Это наш вклад в процесс предупреждения геноцидов", - отметил он. И подчеркнул: "Граница блокирована Турцией из-за карабахского конфликта, и это плохая политика. Если кому-либо кажется, что подобным способом можно обеспечить согласие народов Армении и Арцаха на тот или иной вариант урегулирования карабахского конфликта, он сильно ошибается".
Простое сравнение с заявлениями предыдущего руководства страны доказывает, что ничего нового в этих словах нет. Даже когда в марте нынешнего года Армения аннулировала Цюрихские протоколы, Анкара и Баку не разразились столь бурным словесным оргазмом, как это произошло 11 декабря после ответа Пашиняна на вопрос журналиста турецкого агентства Anadolu. В администрации президента Эрдогана грозно заявили, что, дескать, для нормализации отношений Армения "должна освободить оккупированные азербайджанские земли". И добавили, что "Армения также должна отказаться от претензий по поводу событий 1915 года, так как никакого Геноцида армян в ходе этих событий не было". Эти "сенсационные" заявления стали причиной неописуемого возбуждения в Азербайджане, невольно вызывая подозрения в том, что ранее здесь не были столь уверены в преданности прародителя интересам своего детища.
Причин столь неадекватного поведения может быть несколько. Безусловно, сказался фактор нового руководства Армении и связанных с ним ожиданий. Царящая в эти дни в Баку эйфория по поводу "ухода карабахского клана" и вызванные этим надежды - как нельзя лучшее тому доказательство. Раздувание до вселенских масштабов традиционной армянской позиции относительно дипотношений с Турцией, вполне возможно, стало для турок способом вновь озвучить собственные необоснованные требования и при помощи известных пиар-технологий растиражировать вопрос в международной прессе. Надо признать, им это удалось. Причем в условиях нынешнего практического отсутствия в Армении работы на внешнем информационном поле на госуровне (надеемся, что после выборов она все-таки возобновится в прежних масштабах) в СМИ фигурирует исключительно турецкая точка зрения, в том числе с использованием оскорбительных для самого Пашиняна и армянского государства комментариев из соцсетей.
С другой стороны, формулировки самого и.о. премьер-министра, в частности, по столь важному для Армении вопросу, вновь высветили проблему разработки не только концепции внешней политики, но и риторики руководства РА на международной арене. Очевидно, что для озвучивания простых и давно утвердившихся истин, являющихся краеугольным камнем внешнеполитической доктрины, как первому лицу, так и его команде как воздух необходимы четкие и однозначные формулировки. Не оставляющие повода и места для разночтений как за пределами, так и внутри страны. Последнее обстоятельство особенно важно в контексте постоянно звучащих опасений в том, что Пашинян способен занять в вопросе Арцаха позицию, скажем так, не отвечающую национальным интересам.
Надо признать, что основания для этого были даны в том числе недостаточной ясностью использованных им формулировок, что вызывало необходимость и приводило к дополнительным разъяснениям со стороны самого Пашиняна. И если подобная небрежность была позволительна в первые месяцы, то после выборов к новому правительству будут предъявляться уже совершенно иные требования. В первую очередь - по части ключевых вопросов внешней политики, в которых позиция государства должна быть выражена абсолютно однозначно и твердо. Пресекая тем самым опасные спекуляции и выявляя полную необоснованность каких-либо надежд в Анкаре и Баку на то, что государственная политика Армении может войти в противоречие с национальными интересами в зависимости от того, какая политсила находится у руля власти.
У нового правительства есть все основания окончательно похоронить эти надежды без каких-либо предусловий - остается ждать, когда оно этой возможностью воспользуется».