18/02/2019 11:28
Страсти по Расулзаде, который построил «Азербайджанскую Государственную Республику»
Продолжаю пополнять свою антологию кретинизмов солнечного Апшерона.
Как известно, 15 января в поселке Новханы со стены дома, где, якобы, родился «основатель Азербайджанской Демократической Республики Мамед Эмин Расулзаде», неизвестными была стырена и, как выяснилось потом, продана в пункт сбора цветных металлов памятная табличка. «Неизвестные» вскоре были выявлены по горячим следам.
Здесь, вообще-то, резонно задать вопрос: как так получилось, что в богатейшем, наипроцветающем, архиуспешном, аналогуолмаяновом Азербайджане живут еще люди, добывающие себе кусок хлеба или пузырь водки ночной охотой на памятные доски, даже посвященные таким «корифеям» азербайджанской истории, как Расулзаде?
Впрочем, это тема для другого разговора. Понятно, однако, что воров вовсе не интересовала степень вклада Расулзаде в историю мусульманского Кавказа, а более им был симпатичен материальный вес таблички, измеряемый в килограммах бронзы. Смею также предположить, что охотники за цветметом и вовсе не имели представления о том, кто такой был Мамед Эмин Расулзаде, и, как ни парадоксально, морально имели на то право. Ибо, как оказалось, о персоне дяди, изображенного на табличке, толком не знали ни работники ИВ поселка Новханы, ни даже учитель истории местной школы. Но обо всем по порядку.
Кража таблички совершенно закономерно вызвала припадки истерии и душераздирающего воя в медиа и на общественных площадках. Какая дикость! Какое хамство! Украли народную память! Украли нашу историю! Караул! Воров на кол! Ну и всякое подобное…
По первому же сигналу азербайджанские шерлоки мамедовы и тофики пуаро бросились на поиски злостных осквернителей расулзадеевской памяти. Ну а власти поселка Новханы, конечно же, кинулись заказывать на замену стыренной старой таблички новую.
Но тут, к несчастью, оказалось, что никто из должностных лиц или мало-мальски грамотных жителей поселка совершенно не помнил текста на старой табличке, если даже его и читал, не мог воспроизвести по памяти, а заглянуть хотя бы в энциклопедию НАНА, вероятно ни у кого не хватило ума.
Впрочем, все мои рассуждения строятся на одних предположениях, и однозначно утверждать о повальной новханинской безграмотности мне не разрешает авторская этика.
Однако о том, что в Новханы никто толком не умеет читать, писать и никто не знает содержания азербайджанских учебников начальных классов, говорю не я, а следующий факт. По заданию исполнительной власти текст таблички берется воспроизвести учитель истории одной из школ поселка, достопочтенный муаллим, наверное, снискавший славу самого большого грамотея в округе. И вот 24 января ИВ Новханы гордо и радостно рапортует, что памятный барельеф восстановлен. Естественно, телевизионщики и корреспонденты печатной прессы все гурьбой помчались освещать это значимое событие, дабы донести до народа благовест. И что же они все увидели на мемориальной доске?
Вместо «Азербайджанской Демократической Республики» на табличке было выбито «Азербайджанская Государственная Республика». Вместо «партия «Мусават» - «Национальная партия «Мусават». А вместо «Мамед Эмин Расулзаде» - «Мемедэмин Расулзаде».
Как оказалось, гордость округи – грамотей учитель окунул в лужу не только муниципальных муаллимов и новханинскую общественность, но и НАНА, министерство образования АР, государственный экзаменационный центр, и даже самого президента аналогуолмаяновой республики, папой клянущегося, что страна огней не имеет аналогов по грамотности населения среди мусульманского сообщества. А еще грамотей учитель своей гениальной идиомой «государственная республика» и слитным «мамедэмином» совершил непростительный поступок – подбил злостных армян на зубоскалство, за что его можно было бы и «расстрелять из стреляющего автомата» или утопить в «водяном море», предварительно обязав родственников выбить его имя – фамилию на могильной плите слитно.
Возможно, с учителем истории так и поступили, поскольку бедолага после этого случая бесследно пропал из поля зрения прессы. Но зато на месте злосчастной памятной таблички уже 28 января появилась новая, третья по счету. Вероятно, во избежание новых скандальных ошибок новханинские муниципальные муаллимы банально решили на сей раз от греха подальше предельно сократить текст, упоминая в нем лишь об одной «заслуге» Расулзаде - то, что он родился. Так и высекли: «В 1884г. в этом доме родился Мамед Эмин Расулзаде».
Схоластично и, вместе с тем, практично. Ведь какая разница - что писать и сколько писать на табличке, если в Новханы все равно никто не умеет читать? А если надо будет ворам опять стырить табличку, то они ее и так стырят, с краткой биографией Расулзаде или без.
Так что, поток феерического кретинизма из аналогуолмаяновой страны огней не иссякает. Успевай лови.