19/03/2019 16:47
«Голос Армении»: Спасибо Ильхаму за это!
Газета «Голос Армении» пишет: Третий день в Азербайджане не смолкают фанфары и возносятся оды "великодушию и гуманизму" Ильхама Алиева, который по случаю праздника Новруз помиловал более 400 осужденных. Евросоюз приветствовал указ президента, выразив надежду, что в дальнейшем последуют аналогичные шаги.
Отметим, что в числе помилованных - порядка 50 политзаключенных, а также 14 иностранцев, в том числе двое россиян. Тем не менее в этом списке не оказалось Марата Уелданова (Галустяна) - гражданина РФ, приговоренного в 2017 году к 8 годам заключения по сфабрикованному, по мнению экспертов, обвинению, и оказавшегося за решеткой только по причине армянского происхождения.
Комментируя указ Алиева, Русская служба Би-би-си пишет, что в Азербайджане происходят изменения, вызывающие споры среди наблюдателей о том, являются ли они предвестником серьезного курса на реформы или их имитацией. "Президент Ильхам Алиев принял ряд указов, направленных на улучшение социальной ситуации в стране: он распорядился списать проблемные кредиты физических лиц, выплатить компенсации семьям погибших в Карабахской войне, повысить стипендии студентам. Правительство также активно поощряет население легализовать доходы, пытается способствовать развитию малого и среднего бизнеса: например, приняты дополнения к закону о налогообложении, освобождающие сотрудников частных предприятий от подоходных налогов на 7 лет. Bпервые за многие годы президент дал обширное интервью местному СМИ" - говорится в статье под характерным заголовком "Азербайджан: прощание с ландроматом или имитация реформ?"
По просьбе "ГА" помилование и в целом политику Алиева последнего времени прокомментировал эксперт по Азербайджану Тарон Ованнисян.
- В реальности начиная с конца 2015 года, когда нефть резко упала в цене, в Азербайджане начались перемены, коснувшиеся сперва властной верхушки. Напомню, что именно в тот период было распущено Министерство нацбезопасности, а его глава, долгое время руководивший ведомством, был арестован, как и ряд генералов. Уже в следующем году последовали отставка и вывод из игры ряда весьма влиятельных чиновников, в том числе некогда всемогущего министра транспорта Зии Мамедова. Эти процессы, по всей вероятности, укладывались в логику стремления более эффективно распоряжаться неуклонно снижающимся потоком нефтедолларов: в условиях сокращения доходов наличие такого числа баснословно богатых людей в стране невыгодно для власти. Тем более что уже в феврале 2016-го в Азербайджане назревал социальный бунт, который едва удалось предотвратить.
Затем последовали конституционные изменения, в результате которых Мехрибан Алиева стала первым вице-президентом. То есть Алиевы начали концентрировать основные ресурсы в своих руках и одновременно реализовывать какие-то программы благотворительного характера, стараясь по возможности улучшить имидж как главы государства, так и семьи в целом. Ставилась задача широко пропиарить Алиевых в качестве заботящихся о благе народа правителей, отвести от них вектор недовольства населения и направить его на чиновников среднего и мелкого, а зачастую и высшего звена, которые чинят препятствия на пути к социальному процветанию, а президент отправляет их за это в отставку.
Следует учесть и второй важный фактор, а именно: подготовку соглашения о стратегическом партнерстве с Евросоюзом. В документе, вокруг которого идут переговоры, есть несколько пунктов, в частности, о членстве Азербайджана во Всемирной торговой организации, а также касающийся политзаключенных. Проблематичность этих пунктов не раз отмечалась структурами Евросоюза.
Исходя из сказанного можно заключить, что указом о помиловании, как и предыдущими действиями, Ильхам Алиев стремится решить сразу несколько задач. Во-первых, разрядить внутриполитическую ситуацию, ослабить социальное напряжение и предотвратить серьезные акции оппозиции, которая в последнее время заметно активизировалась и проявляла признаки объединения. Во-вторых, он пытается добиться одобрения и похвалы Евросоюза, что, естественно, поспособствует форсированию процесса подписания соглашения.
Между тем реакция Брюсселя на указ демонстрирует половинчатый подход. ЕС приветствует освобождение политзаключенных, которые, однако, провели за решеткой несколько лет. Кроме того, даже после помилования в тюрьме остается большинство политзаключенных. Так, по оценкам экспертов, до указа в Азербайджане их насчитывалось порядка 126, а после - 74, то есть вышли на свободу чуть больше 50. В числе продолжающих пребывать за решеткой - фигуранты самых нашумевших дел, к примеру, похищенный в Грузии журналист Афган Мухтарлы, освобождения которого ранее активно требовал именно ЕС.
Нельзя не отметить также влияние на действия Алиева прошлогодних событий в Армении. Спад доходов от нефти и социальная напряженность в Азербайджане наблюдались, конечно, и до весны 2018-го, однако события в нашей стране спровоцировали там определенные настроения, усилив предпосылки для социально-политической активизации. Президент Азербайджана, по сути, пресек нежелательные для себя развития и в этом направлении, выступив в роли реформатора и не допуская того, чтобы таковой был выдвинут из рядов оппозиции.
Насколько глубинны эти реформы? Думаю, в общей сложности они носят демонстративный, популистский характер с целью угодить населению и заслужить его доверие. Это очевидно хотя бы по реакции основных оппозиционных деятелей Азербайджана на указ о помиловании. Так, ранее вроде бы непримиримый оппонент властей, владелец главного оппозиционного ресурса "Мейдан ТВ" Эмин Милли горячо приветствовал решение Алиева, выразив готовность приехать в Баку и сделать интервью с президентом. А один из вышедших на свободу лидеров движения НИДА восторженно заявил, что все оппозиционные лидеры - диктаторы и лишь Алиев, дескать, является реформатором.
Тем не менее следует констатировать, что этот шаг Ильхама Алиева довольно хорошо сработал и на внутреннем, и на внешнем поле. Серьезных аналитических подходов к указу было крайне мало, никто не акцентировал внимание на том, что освобожденные оппозиционеры провели за решеткой довольно значительный срок. Они были не оправданы, а помилованы и вышли на свободу исключительно благодаря "доброй воле" президента, не получив никакой компенсации. В результате все в один голос прославляют "гуманность" Алиева, подтверждая тем самым, что подобный подход властей в азербайджанском обществе пока полностью срабатывает».