02/04/2019 09:20
«Голос Армении»: Что, где, когда: мессидж Давида Тонояна
Газета «Голос Армении» пишет: «30 марта, выступая перед представителями армянской общины Нью-Йорка, министр обороны Давид Тоноян сделал сенсационное заявление. Во-первых, о том, что никаких уступок с армянской стороны не будет; во-вторых, запустил вместо пораженческой формулы "территории в обмен на мир" свою: "новая война - новые территории". "Мы избавимся от окопной, постоянной оборонительной ситуации. Мы увеличим количество подразделений, которые могут перенести военные действия на территорию противника", - сказал он. Развивая свою мысль уже в интервью "Голосу Америки", министр подчеркнул, что как минимум неприемлемо говорить с Арменией, армянской армией, Арцахом с позиции силы и угрожать армянскому народу войной. И добавил, что общество также должно принять это.
Прежде всего напомним, что глава Минобороны полтора месяца назад уже заявлял о переходе от оборонительной к наступательной тактике, не исключив при этом нанесение первого удара по Азербайджану. В Нью-Йорке он повторил этот постулат, дополнил его формулой "новая война - новые территории", отчетливо посылая Азербайджану мессидж о том, что новая агрессия против армянских государств чревата новыми территориальными потерями именно для Баку. Это тот самый посыл, который давно ждало армянское общество, и чрезвычайно важно, что он прозвучал на уровне министра обороны.
В выступлении Тонояна был еще один весьма важный момент: уступок не будет, но возможны компромиссы. Каких-либо разъяснений того, что он подразумевает под компромиссами, не последовало, посему рискнем предположить, что речь идет о территориях Арцаха, пока еще находящихся под азербайджанской оккупацией. По сути дела, речь идет о разработке новой военной концепции Армении, предполагающей переход от господствовавшей десятилетиями сугубо оборонительной тактики к готовности к продолжению того, что было начато в первой Карабахской войне.
В этом смысле весьма показательна реакция Баку, в которой, как говорится, прекрасно все - от видимого замешательства до невнятных обвинений в "агрессии", плавно перешедших в признание собственной агрессивной политики, и далее - взывание к "высшему руководству" РА в отчаянной надежде услышать опровержение слов Давида Тонояна. Который, кстати, весьма точно подметил, что ответное заявление Министерства иностранных дел Азербайджана является более воинственным, нежели его собственное.
О чем же шумит бакинский МИД? Во-первых, о том, что "замена формулы "мир в обмен на территории" на "новая война - новые территории" является очередным наглядным признанием высокопоставленного официального лица Армении о проведении агрессорской и захватнической политики". Во-вторых, что на фоне состоявшейся в Вене встречи на высшем уровне высказывание Тонояна носит "откровенно провокационный характер и выступает против усилий международного сообщества по мирному урегулированию конфликта". В-третьих, вновь грозно, но голословно заявлено, что "ВС Азербайджана находятся в числе наиболее сильных армий мира и способны в кратчайшие сроки освободить оккупированные территории Азербайджана на основе соответствующих положений международного права".
Далее бакинский МИД делает шокирующее открытие: оказывается, "Азербайджан, в отличие от Армении, не выступает с территориальными притязаниями по отношению к другим государствам и не имеет цели по оккупации каких-либо территорий". После чего идет бряцание оружием с традиционным заявлением о том, что в случае (бла-бла-бла) "Азербайджан готов освободить свои территории от армянской оккупации любыми другими средствами". Ну и в заключение следует пассаж о том, что в Баку очень хотели бы услышать "комментарий высшего руководства Армении", дабы понять, были ли слова Давида Тонояна "министерской импровизацией" или согласованными с руководством.
Пока никаких разъяснений от высшего руководства РА не последовало и, думается, вряд ли последует. Так что странные надежды Баку на то, что вдруг каким-то чудом позиция руководства Минобороны не совпадает с подходами руководства Армении, не оправдаются. Что, согласитесь, абсолютно естественно.
Отметим прежде всего, что Давид Тоноян особо подчеркивает тот факт, что он говорит исключительно с позиций министра обороны, отделяя дипломатическую составляющую от военной. В этом смысле все попытки Азербайджана апеллировать к тому, что, дескать, заявления министра направлены против усилий по мирному урегулированию, выглядят неприкрытым лицемерием и жалкой манипуляцией, особенно с учетом проводимой Азербайджаном политики. Более того, именно бесконечные угрозы Баку прибегнуть к силовому решению, многократно переходившие в диверсии с человеческими жертвами с обеих сторон, в конечном итоге привели к тому, что военная компонента стала в процессе урегулирования столь же весомой, сколь и дипломатическая. Другое дело, что в Баку не привыкли к подобному лексикону армянской стороны, на протяжении десятилетий постоянно старавшейся снизить милитаристскую ноту в атмосфере конфликта, и теперь буквально ошарашены тем, что логично вытекающая из их же собственной агрессивной политики позиция Еревана обрела характер публично высказанного курса.
Теперь главное. Оказывается, МИД Азербайджана абсолютно не в курсе заявлений своего президента, уже не говоря о многочисленных представителях власти пониже рангом. МИД Азербайджана также не ведает о главной мечте Ильхама Алиева - возможно, потому, что мыслит более реальными категориями и уверен в ее несбыточности. Посему напомним специально для МИД Азербайджана лишь некоторые из высказываний их "мудрого лидера".
"Мы, азербайджанцы, конечно же, возвратимся на все наши древние земли - и в Иреван, и в Гейчу, и в Зангезурский махал. Все это наши древние земли", - заявлял Алиев в 2015 и 2016 гг. И повторил год назад на съезде своей партии: "Ереван является исторической землей азербайджанцев, а потому политической и стратегической целью является возвращение в этот город. Хочу отметить, что мы не должны забывать о своих исторических землях. В дальнейшем это должно быть одним из направлений нашей деятельности. Наши исторические земли - Иреванское ханство, Зенгезур, Гейче (озеро Севан), об этом должны знать как наше молодое поколение, так и весь мир". Напомним также ведомству Мамедъярова, что "помыть ноги в Севане" мечтал еще лет этак 25-27 назад еще один президент Азербайджана, Эльчибей, да так и помер немытым.
Теперь вопрос бакинскому МИДу: что это, если не высказанные на самом высоком уровне президента Алиева территориальные претензии, публично выраженная агрессия и захватнические планы в отношении суверенного государства - члена ООН?
Кстати, в конце прошлой недели, аккурат в дни, когда в Вене проходила встреча на высшем уровне, в Ереване состоялось 14-е заседание бюро Конференции региональных и местных органов власти стран Восточного партнерства. Участие в нем принял также представитель Азербайджана - депутат Верховного меджлиса Нахиджеванской АР Анар Ибрагимов. Как выяснилось, сей муаллим приехал в Ереван отнюдь не для того, чтобы развивать восточное партнерство. Вот как писали о его визите азербайджанские СМИ: "Депутат посетил на древней и исторической земле Азербайджана, в являющемся центром Иреванского ханства одноименном городе "Гей мечеть". Анар Ибрагимов поместил в соцсети фотографии и написал следующее: "Сегодня я посетил "Гей мечеть". Мечеть, построенная в 1766 году ханом Иревана Гусейнали ханом, является единственным оставшимся в городе нашим турецко-исламским политическим, религиозным и культурным наследием".
Поскольку нахиджеванский депутат Ибрагимов является, судя по всему, ценителем культурно-исторического наследия, хотелось бы поинтересоваться у него, а что стало с богатейшим армянским наследием Нахиджевана?
Вернемся, однако, к заявлению Давида Тонояна. Особо подчеркнем, что оно было сделано в точное время и в точном месте: сразу после Венского саммита с его дипломатическими мессиджами, на встрече с армянской диаспорой и в самом центре мировой политики - Нью-Йорке. И оттого прозвучало особенно однозначно, выверенно и четко, не допуская разночтений. Очевидная паника в Баку происходит, несомненно, еще и от осознания всех этих факторов.
Что ж, отныне Азербайджану придется привыкать к тому, что из Еревана и Степанакерта будут звучать не только миролюбивые призывы дипломатов и политиков, но и жесткие заявления представителей руководства армянской армии. Что посеяли - то и пожинайте. Терпение армянского народа тоже имеет свои пределы, и в этом смысле остается повторить слова министра обороны: никому не дано права говорить с Арменией, армянской армией, Арцахом с позиции силы и угрожать армянскому народу войной. А уж тем более - дикарям, вандалам, головорезам и их высокопоставленным покровителям».