09/04/2019 15:40
«Голос Армении»: Икорная дипломатия в ЕСПЧ?
Газета «Голос Армении» пишет: «4 апреля эксперт в области международного права Ара Казарян заявил, что ожидаются приговоры Европейского суда по правам человека по 23 делам, касающимся пыток армянских военных и мирных жителей в ходе апрельской агрессии Азербайджана 2016 года.
«Когда будут обнародованы эти приговоры, пока не известно. В общей сложности в рамках дел по пыткам военных и мирных жителей, а также мирных лиц, перемещенных в результате войны, было подано 350 исков», - отметил Казарян. По его словам, рассмотрение других дел еще не началось, но 336 исков зарегистрировано, при этом 23 дела признаны приоритетными, то есть ЕСПЧ рассматривает их в ускоренном порядке.
В Баку, естественно, поспешили ответить. И уже на следующий день председатель Коллегии адвокатов Азербайджана Анар Багиров, взявший на себя незавидную роль заочного адвоката отбывающих наказание в шушинской тюрьме карвачарских диверсантов Гулиева и Аскерова, выступил с весьма странным заявлением. Отметим, что Багиров, как писали азербайджанские СМИ, занял указанную должность в конце прошлого года в награду за то, что активно участвовал в изгнании из коллегии ряда адвокатов, защищавших оппозиционеров. Очевидно перестаравшись в своем неуемном рвении и на сей раз угодить режиму, этот, с позволения сказать, юрист допустил выражения и заявления, способные вызвать, мягко говоря, недоумение у всех мало-мальски знакомых с принципами и методами работы Евросуда. Безграмотность главы коллегии доходит до того, что он идентифицирует Совет Европы и Европейский суд по правам человека как фактически единую структуру.
Дабы не быть голословными, приведем цитаты из его интервью азербайджанскому новостному агентству Trend.
Во-первых, Багиров безапелляционно заявляет, что "Совет Европы в ближайшее время примет положительное решение по Дильгаму Аскерову и Шахбазу Гулиеву". И продолжает в том же духе: "Армянская сторона обращалось к Совету Европу с просьбой дать отсрочку до марта этого года. Армянская сторона до марта должна была выразить свою позицию. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) дал им отсрочку. Уже наступил апрель. Я с полной уверенностью могу сказать, что в кратчайшее время вопрос будет решен". При этом свою уверенность Багиров объясняет тем, что, дескать, "ход дела дает основание говорить об этом".
Далее он выражает уверенность и в том, что "касательно этого дела будет учитываться наша справедливая позиция, права Шахбаза Гулиева и Дильгама Аскерова будут защищены и будет вынесено справедливое, правильное решение". То есть вроде бы квалифицированный юрист, председатель Коллегии адвокатов целой страны в своих комментариях и заявлениях использует отнюдь не юридические термины и категории, ссылается не на положения международных документов, а исключительно на собственные ощущения. И делает абсолютно не поддающееся критике заявление о том, что будет принято "положительное решение".
Отметим прежде всего, что Совет Европы не имеет никакого отношения к рассматриваемым в Европейском суде по правам человека делам. Подчеркнем также общеизвестный факт: деятельность ЕСПЧ максимально конфиденциальна, отсюда – практическая невозможность для человека со стороны узнать, когда будет принято решение по тому или иному делу. А уж тем более – какое именно решение.
То есть, уверенно объявляя, что будет принято положительное решение, Багиров дает все основания заподозрить Азербайджан в коррупционных действиях уже в ЕСПЧ аналогично развернутой в стенах ПАСЕ знаменитой икорной дипломатии. С этой точки зрения упоминание Багировым именно Совета Европы может быть вовсе не случайным, а обусловленным естественным ассоциативным рядом, сложившимся в голове озабоченного исключительно стремлением угодить начальству юриста. На деле его рвение обернулось позорным киксом, непростительным для профессионального юриста.
Однако Евросуд до сих пор ни разу не давал никаких оснований заподозрить структуру в коррупционных действиях. Посему нелепые заявления Анара Багирова можно считать признанием лишь в попытках Азербайджана применить методы икорной дипломатии также в ЕСПЧ с целью добиться положительного для себя решения. Что, естественно, никоим образом не означает успешности таких попыток. Более того, армянская сторона имеет все основания надеяться на то, что судьи ЕСПЧ учтут представленные факты и обоснования в пользу того, что Аскеров и Гулиев не заложники, а преступники и осуждены судом законно и справедливо.
Объяснить в очередной раз, насколько важно для Алиева "положительное решение" Евросуда по данному делу, думается, излишне. Вот только даже в этом случае он вряд ли получит обратно своих диверсантов. Уверенность Багирова в том, что "если ЕСПЧ вынесет решение, армянской стороне ничего не останется, кроме как выполнить это решение", лишена каких-либо оснований еще и в силу того, что азербайджанские диверсанты совершили преступления против Республики Арцах, убили ее несовершеннолетнего гражданина, осуждены открытым судом Степанакерта и отбывают наказание в условиях, которые, согласно нормам международного гуманитарного права, постоянно находятся под мониторингом МККК.
Будучи полностью приверженным международному праву, Арцах тем не менее не обязан выполнять какое бы то ни было решение ЕСПЧ, относящееся к другому государству, - Армении. Так что в любом случае, если Алиев желает получить обратно своих "героев" и устроить очередной балаган во славу убийц армян, ему не остается ничего другого, как обращаться непосредственно к властям Арцаха. Решение ЕСПЧ тут вряд ли поможет, какую бы уверенность ни излучал Анар Багиров, по сути дела, не просто вторгающийся в конфиденциальность работы ЕСПЧ, но и оскорбляющий европейских судей тем, что тиражирует заведомо ложную информацию об их ангажированности в данном деле».