27/05/2019 11:28
Не воротите нос от критики: это дорого обходится. Почему уста Грант уже доволен, а у уста Мукуча есть претензии
Помнится, в конце двухтысячных, когда Никол Пашинян, будучи главредом газеты «Айкакан жаманак», уже успел с головой уйти в политику, пустился в бега и подполье, в возглавляемой им газете «Айкакан жаманак» процветала рубрика под названием (если не ошибаюсь) «Мастерская мастера Гранта» («Ուստա Հրանտի արհեստանոց»). Задумка этой рубрики была немудреной. Якобы, собирательный образ народа, некий трудяга – сапожник Грант постукивает молоточком у себя в ремонтной будочке где-нибудь под Сари Тагом и с народной прямолинейностью, народным языком и народным же смаком комментирует события армянской внутриполитической жизни. Вон, дескать, власть обожралась, там коррупция, тут шаромыжничество, здесь нелады, в том-то непорядок, ну и т.д.
Надо сказать, задумка такого формата журналистской критики была достаточно уникальной находкой, ибо при обличении недостатков системы давала возможность оперировать исключительно простонародными понятиями и житейской логикой и не вдаваться в премудрости политтерминологии.
Слово Пашиняна, а может быть и не его (не суть), заложенное в уста Гранта, тем самым приобретало развязный стиль критики и популяризировало тезисы будущего революционера о необходимости слома тогдашней системы.
Ныне же, как ни прискорбно, но воображаемого уста Гранта на полях уже провластной газеты «Айкакан жаманак» и в помине нет. Наверное, он умер, не дождавшись феерии «бархатной революции», а может быть и не умер, а уже переквалифицировался из трудяги – сапожника в депутата, к ремонтной будке своей, как порочащему облик города самострою, самолично подвел бульдозер мэра Марутяна, а молоточек сдал в фонд будущего музея революции.
Словом, факт в том, что мастер Грант испарился со своей рубрикой. Видимо, ставший провластным органом «Айкакан жаманак» более не нуждается в немудреных философских рассуждениях мастера Гранта, а сам мастер Грант уверовал в то, что отселе критика власти должна быть отменена за совершенным неимением оснований к тому.
А жаль, хорошая была рубрика. Правда, немножко попахивала вульгарщиной, но все же…
Однако, благо, не один айкаканжаманаковский уста Грант являет собой образ народа. Ведь на мастере Гранте свет клином не сошелся. Может быть, нынче сидящие во властных кабинетах прежние оппозиционеры их уже разучились видеть и слышать, но ведь это не значит, что их нету, этих уста Мукучев, Валодов, Жориков, Гаспаров и Суриков. И как ни прискорбно, это не значит, что более не существует поводов для того, чтобы эти Мукучи, Валоды и Сурики обрушили свои крепкие словца, колкости и все прямолинейное простонародное свое возмущение на некоторые, мягко говоря, сомнительные действия нынешней власти.
Выбирай любого такого из тысяч. Скажем, уста Мукуча, и открывай себе рубрику в какой-нибудь газете. Делов-то…
И будет условный трудяга уста Мукуч в повседневной рубрике этой заколачивать гвоздики у себя в плотницкой, сыпать острословием, да по-простонародному рассуждать о политике так, что мало не покажется. Скажем, возьмет и брякнет уста Мукуч: зачем премьер-министр месяцами напролет анонсировал, что, якобы, вторая фаза политической революции в Армении - это экономическая, а потом вдруг на днях, ни с того ни с сего, заявил, что второй фазой следует считать судебную революцию? Зачем он передвинул очередь? Не значит ли это, что нашему премьеру скучно революционировать в экономике? Уличным митингам и громким речам там делать нечего, там одни цифры, расчеты, тяжкий труд… словом нуда и никакого пафоса.
Другое дело с судами. Там есть азарт, там антураж и место вволю покуролесить. Но ведь уста Мукучу нынче важнее доступный пирожок к перерыву (и это объективно с точки зрения его прозаичного простонародного существования), нежели люстрация судей. Сколько же ждать уста Мукучу доступного пирожка? Год, два, пять? Не лучше ли задвинуть судебную революцию обратно или, на крайний случай, заняться ею параллельно вместе с пирожком?
Нет, уста Мукуч ни в коем случае не контра, но он хочет ясности в повестке государственного строительства.
Или все то же стремление к ясности может уста Мукуча подвести к другому вопросу. А зачем, собственно, по всякому поводу и без перекрывать улицы, входы и выходы ведомств? К чему превращать это во вредную привычку? А ведь уста Мукучу уже порой начинает казаться, что если вдруг нашему дорогому премьеру не понравятся приготовленные дома его очаровательной супругой котлеты (уста Мукуч весьма приземленный человек, и поэтому приводить примеры со съестным - его манера), то он (премьер) непременно обратится с призывом к любимому народу заблокировать улицы, саботировать пищевую промышленность и всенародно требовать создание особой комиссии по установлению качества котлетного фарша повсеместно в стране. Нет, конечно же, уста Мукуч не против комиссий, но он против чрезвычайно сильного шума из-за котлет.
И наконец, уста Мукучу очень бы хотелось конкретно знать, кто именно в угоду своим корыстным целям хочет сдать Карабах и свалить эту политическую пакость на премьера. Ведь уста Мукуч – личность архипатриотичная, и в мыслях не допускающая прощения изменникам родины. Но уста Мукуч с подачи дражайшего премьера должен четко удостовериться, о ком идет речь, не то он первым делом подумает на своего соседа уста Жорика, который скрытно симпатизирует республикацам. Однако, поскольку уста Мукуч не безграмотен и в делах правовых достаточно подкован, то ему известно понятие «презумпция невиновности». Поэтому в ожидании разоблачений от премьера уста Мукуч уста Жорика трогать покамест не будет.
Представленные здесь для простого примера размышления уста Мукуча набрались в его голове за какую-то пару дней. А представьте, сколько всего такого накопилось у него в разрезе сверхнасыщенного политического года. Вагон и маленькая тележка. И по ходу дела вопросы в голове и критика из уст уста Мукуча будут только умножаться.
Пора бы нашей дорогой народной, бархатной и терпимой власти смириться с этим и всегда помнить о существовании уста Мукуча. Ведь если айкаканжаманаковский уста Грант канул в лету, а вернее, метаморфировался в весьма довольного действительностью гражданина, то не факт, что уста Мукуч должен последовать его примеру. У уста Мукуча могут быть свои собственные взгляды на жизнь и действительность. В конце концов, уста Мукуч тоже «народ», если даже на митинг не выходил и в вувузелы не дул.
И в самом конце – настоятельный, истинно простонародный, мудрый и бесплатный совет дражайшим властям от уста Мукуча: «Товарищи, никогда не рядите в правду свои ошибки и не воротите нос от критики. Это всегда очень дорого обходится».