31/05/2019 15:02
Баку - не Брест, ровно как тетя не есть дядя. Зачем Гусману выбивать в заслугу своему городу то, что не соответствует действительности
Если бы тетя была мужчиной, то она была бы дядей.
Примерно так можно квалифицировать инициативу известного российского журналиста Михаила Гусмана. Напомним, что во время выступления на проходящем в Узбекистане международном форуме выпускников МГИМО Гусман заявил следующее: «Есть города-герои. Необходимо достойно признать вклад этих городов в великую победу. Предлагаю назвать «Городами-героями тыла» Ташкент и Баку. Я не знаю, насколько моя идея найдет продолжение, но считаю, что эти города заслужили».
Конечно, любить свой город, свою малую родину – дело святое. Но зачем, спрашивается, выбивать ему в заслугу то, что, мягко говоря, не соответствует действительности.
Аргумент Гусмана не нов. Вот уже сколько десятилетий в Азербайджане трындят о том, что если бы не бакинская нефть, то едва ли Красная Армия смогла бы побить «фрицев». Вот и Гусман напирает на то, что бакинская нефть обеспечила 85% горюче-смазочных материалов для фронта.
Но ведь все дело в том, что так называемая «бакинская нефть» - это дар Божий в понимании обыкновенной человеческой бытейской логики, а на языке советской номенклатуры – углеводородные запасы недр Каспийского бассейна, но ни в коем случае не выцеживаемая волшебным образом из воздуха заслуга бакинскими тыловиками драгоценная химическая субстанция. То, что бакинские нефтяники денно и нощно выкачивали ее из скважин, перерабатывали и грузили в цистерны, никто не оспаривает. Но ведь так трудился впроголодь и до потери сознания весь советский тыл, вся страна. В Узбекистане производили хлопок для армии, в Норильске добывали никель, на Урале выплавляли сталь и даже на Чукотке оленей плодили и забивали исключительно для нужд армии. И везде по Союзу любое добываемое сырье или любой производимый продукт в первую очередь предназначался фронту, позарез нуждающемуся буквально во всем. Не было ни единого города, региона или республики, не внесших своей посильной лепты в дело победы.
Поэтому критерии присвоения советским городам звания Героя были установлены совершенно в другой плоскости. Это звание присуждалось тем городам, которые первыми непосредственно на себя приняли удар немецкой армады, как Брест. Это города, которые зачастую были разрушены до основания, как Сталинград; которые из-за чудовищных бомбежек потеряли внушительную часть своего населения, как Киев; защитники которых держались до последнего, как Севастополь; жители которых испытали чудовищный голод и лишения, как Ленинград. Каждый дом, каждый камень и кирпич этих городов был окроплен кровью бойцов советской армии, буквально вгрызающихся в оборону противника ради того, чтобы днем и часом раньше освободить метр земли тогда еще общей для всех Родины.
Но это никак не значило, что сотни других, оказавшихся в пекле войны городов и тысячи малых селений не заслужили звания Героя. Просто именно эти города в силу своей величины и, прежде всего, стратегического значения во время войны получили право носить это во многом символическое звание, нисколько не умаляя при этом вклад в дело победы иных городов, в том числе тыловых.
На фоне изложенного мечты Азербайджана и, в частности, предложение Михаила Гусмана о присвоении Баку звания города-Героя выглядят этически не совсем корректными, если не сказать глупыми.
Если же быть искренними до конца, то Михаилу Соломоновичу в силу острого чувства справедливости, так характерного его народу, следовало бы учесть одну чрезвычайно важную деталь, которая хоть и не имеет прямого отношения к теме, но с другой стороны контрастно перекликается с ней. Дело в том, что биография его родного и любимого Баку выделяется не одним героическим выкачиванием нефти для нужд фронта, но и позорными погромами, сожжением, изнасилованиями и массовыми убийствами сотен беззащитных людей.
Конечно же, это Гусману хорошо известная, но неудобоваримая истина. И весь сарказм в том, что предложение Гусмана в ином ракурсе нечаянно получилось вполне созвучным действительности. «Баку - город-герой тыла». Надо же как в точку! В 90-ых чернь трусливых бакинских людоедов и убийц таким вот образом геройствовала у себя в тылу, прекрасно зная, что на фронте славы она стяжать не сможет. Что собственно и подтвердилось спустя пару лет.
Вот такие дела.
Так что, возвращаясь к теме гусмановской инициативы констатируем: Баку - это совсем не Брест, ровно как тетя не есть дядя.