10/09/2019 10:48
Бакинский балаган на Ахтамаре
Чем дальше в лес, тем больше дров. Азагитпроповцы распоясались вовсю. Посчитав тонны и кубометры псевдонаучного макулатурного мусора не достаточным для процесса отторжения армянской истории и культуры, в Азербайджане принялись за культивацию иной методики пропагандистских уловок. Речь идет об организации показательных акцией с паломничеством к культовым памятникам старины, которые, дескать, являются исконно азербайджанскими, но «армяне лживо присвоили их себе». Наглядным примером такого шоу-пилигримничества явилось посещение острова Ахтамар группой неких лиц, причисляющих себя к удинской общине Азербайджана.
30 августа бакинский медиа-портал «хаккин» на своей новостной ленте разместил сопровожденную видеоматериалом и фотоснимками заметку с кричащим заглавием: «Удины из Азербайджана освободили от армян албанскую церковь в Турции». На кадрах видео видно, как вооружившиеся флагами Азербайджана «христиане – паломники» во главе с нарядившимися в рясы двумя особами высаживаются на острове Ахтамар, заходят в церковь Св. Креста, служат молебен, а потом один из «священников», взойдя на алтарь, картинно припадает к образу Богоматери с младенцем Христом. Далее сборище вываливается наружу, позируют на камеры на фоне храма с азербайджанскими и турецкими флагами в руках и щедро раздает пространные интервью шныряющим во дворе церкви репортерам.
Надо сказать, что подобные шоу с намазами уже неоднократно проводились азербайджанскими и турецкими «верующими» и в самом Ахтамаре, и в Кафедральном соборе Ани, и в иных значимых армянских святынях, однако впервые ко всей этой бесовской свистопляске (иначе ее не назвать) были подключены удины, что делает задумку агитпроповцев еще более изощренной и отвратительной.
И прежде чем объяснить, почему, приведем цитаты из заметки «хаккин» для полноты, так сказать, картины. «По словам представителя Общества (Общество христиан удинов-албан Кавказа – прим. Aysor.аm) Рафига Данагари, церковь Ахтамар была подарена армянам, и теперь истинные владельцы святилища удины-албаны просят власти Турции разрешить им проводить свои религиозные обряды в этой древней албанской церкви, в которой в последствии армяне стали проводить свои службы». И далее: «Мы впервые посетили Ванскую область. Давно хотели посетить албанскую церковь на острове Ахтамар. В 1836 году Россия передала все албанские церкви в ведение армянской григорианской церкви. В действительности, это святилище является албанской церковью и одновременно церковью кипчаков и всех турок-христиан. К сожалению, армяне, где бы ни видели крест, сразу же заявляют о своих правах на церковь». И еще: «Представители Общества отметили, что Ахтамарская церковь построена их предками – албанами-христианами».
Степень цинизма этих заявлений поражает вдвойне, если учесть, что произнесены они представителем народа, своей судьбой и историческим опытом наиболее близкого к армянам и сохранившего свою национально-культурную идентичность исключительно благодаря армянам. Еще со времен засилья персидского господства и опустошительных набегов северных степных народов, некоторые албанские племена, будучи не в состоянии более сохранить свою самостоятельность и самобытность, сочли единственным спасительным для себя путем сближение с армянским народом и единение с ним скрепами культурной и конфессиональной идентичности. Это сращивание еще более усилилось во времена арабского нашествия и тюркских набегов, подвергнувших обширный регион интенсивной исламизации. Именно тогда не пошедшие на сближение с армянами и не вошедшие под сень Армянской Апостольской церкви осколки албан были окончательно поглощены иноземцами и ассимилированы, либо вытеснены в кавказские горы на «милость» местным народам. Те же из албан, кои переняли у армян письменность и признали верховенство Эчмиадзина, относительно благополучно пережили последующие века господства османов и кызылбашей, ибо последние, несмотря на все чинимые политические притеснения, не покушались на веру и культурную идентичность эчмиадзинской паствы. Удины - последний осколок древних албан - таким образом выжили и вплоть до начала 20-го века их поселения в немалом количестве были разбросаны по всей территории прежней Албании, на которой впоследствии усилиями младотурок, а затем и кемалистов с большевиками было создано тюркское государственное образование с украденным у Ирана названием Азербайджан.
И что же случилось потом?
А случилось то, что уже к концу 20-го века из всех поселений туземцев-удин в Азербайджане осталось только одно село Нидж, пара-тройка тысяч жителей которого именуют себя христианами-удинами и более не идентифицируют себе подобных за пределами своего единственного поселения. Все другие удинские села либо были перерезаны в смутные годы мусафатистской власти времен АДР, либо снялись с земли предков и бесследно рассеялись на российских просторах, либо в большевистский период были переписаны в азербайджанцев и растворены в тюркской массе. И теперь лишь один Нидж оставлен в Азербайджане в качестве музейного экспоната или, вернее, пародии на пропавший народ, да и то лишь с целью выпячивания пресловутой своей толерантности и списания себе албанского наследия. Внешне ниджцев холят и лелеют, ежегодно выделяют государственные средства на обустройство их маленькой церквушки и даже самые высокие чины, вплоть до президента Алиева, иногда наведываются туда в гости. Но на деле албаны уж давно записаны в заложники азербайджанской политики и играют роль ширмы для отвода глаз или хуже того, крапленой карты в руках шулера. Их исконные церкви и храмы, разбросанные по правобережью Куры, давно превращены в хлева и отхожие места, либо отреставрированы на тюркский лад, их армяноязычное богослужение под страхом смерти запрещено, их письменность (армянская) заменена на тюркскую адаптацию латиницы, их общинные лидеры и духовные пастыри стоят по струнке смирно перед азербайджанской властью, угоднически исполняют и говорят только то, что им велено.
Словом, в Азербайджане по факту давно уже нет понятия «албанская идентичность», а вместо него есть лишь политическое орудие, используемое в борьбе с армянством. И как видно по примеру Ахтамара, используемое с особой циничностью и надругательством над истиной.
Совершенно очевидно, что скопище знаменосцев-пилигримов, именуемых членами Общества христиан, удинов, албан Кавказа, было согнано на Ахтамар и устроило там балаган по инициативе бакинских пропагандистов с целью обосновать откровенно идиотские притязания Азербайджана на все культурно-цивилизационное наследие армян, а также ради внушения ненависти между армянами и сохранившимся единственным осколочком народа, некогда спасенного армянами из когтей тюрко-исламских кочевников.
Определенно, совершающие молебен в чужой церкви и потом разглагольствующие на тему «украденных армянами храмов» особы делали это, образно выражаясь, с приставленным к виску дулом, ибо невозможно себе представить, что идея совершить столь низкий поступок могла зародиться в головах новоявленных «ахтамарских поломников».
Во всяком случае, по-человечески жаль народ, бывший в кои-то веки самостийным, гордым и верующим в Бога, а ныне растратившим свой ген и душу за библейскую тарелку чечевицы.