27/09/2019 13:57
На что сетует Эрдоган? Турция подумывает обзавестись ядерным оружием
Президент Турции Эрдоган во время своей речи на Генассамблее ООН отметился любопытным заявлением: «Несправедливо то, что страны, обладающие ядерным оружием, используют его как рычаг давления и угрожают другим государствам, у которых его нет». Далее он резюмировал: «Его надо или запретить всем, или разрешить всем».
Сама по себе эта мысль не нова и звучит совершенно резонно в подаче политических лидеров различных стран. Но только не президента Турции. В его устах она приобретает не пацифистский посыл, а прямой намек на стремление Турции обзавестись ядерным оружием.
Эрдоган не впервые заговорил на эту тему. Турецкой аудитории уже приходилось слышать сетования президента по поводу несправедливой обделенности своей страны ядерным оружием. Но теперь эти рассуждения уже выносятся им на международную площадку.
И тому есть причины. «Державные аппетиты» Турции в регионе и замах на мировое влияние предполагают опору на определенные военные средства, без которых в современном мире Анкаре едва ли приходиться рассчитывать на удовлетворение своих амбиций. А они у нее перехлестывают через края реальных возможностей. Турецкая армия, действительно, многочисленна и достаточно сильна, но вся ее структура выстроена по лекалам классических армий середины прошлого века: огромная масса пехотинцев, внушительное количество танков, бронетехники, ствольной артиллерии, истребительной авиации. Вместе с тем в условиях нынешнего мира, в условиях новых геостратегических вызовов, и на этом фоне стремлений Турции закрепиться в статусе соразмерном былому могуществу Османской империи, ей лихорадочно не хватает главных компонентов супер армий современности. У Турции нет дальней авиации, нет стратегических ракетных сил дальнего поражения (над этим отечественные специалисты пока работают), нет надежной и гарантированной системы противовоздушной обороны (Анкара отчаянно пытается восполнить этот пробел скупкой российских и американских разработок), нет независимой боевой космической платформы, нет авианосного флота, ну и конечно же нет ядерного оружия. Что тут грех скрывать? Без всего этого любая страна заведомо обречена на неудачу, если вживется в роль вершителя и гегемона, а тем более, ввяжется в открытое противостояние с нынешними действительными акторами мировой истории.
Диссонанс в соотношении аппетитов и реальных возможностей Турции действительно не дает покоя Эрдогану, тем более, что за последние годы все более остро ощущается беспомощность Турции в попытках налаживания ближневосточных дел по выгодной себе конфигурации. В регионе, где, казалось бы, без согласия Анкары не мог шелохнуться муравей и не смела пролететь муха, ныне затеивают собственные игры и ворошат границы стран Россия, США, Израиль и Иран - еще один возможный кандидат на обладание в обозримом будущем ядерного арсенала. Что уж тут говорить о восстановлении османской силы, в кои-то веки потрошащей Азию и наводящей ужас на Европу, коли батальные игры нагло пожаловавших на «задворки» Турции держав грозят в конечном итоге разорвать в клочья саму Турцию вместе с ее громоздкой армией архаического типа и грезами о гегемонии.
В сущности, Эрдоганом движет искренняя обида от осознания призрачности ожиданий, когда он говорит о несправедливости на счет распределения ядерного оружия, однако вместе с тем нельзя не исключать и попытку отчаянного шантажа западных держав в надежде укрепить пошатнувшиеся позиции Турции, как геостратегического союзника США и важнейшего члена НАТО. Понятно, что ядерное оружие или ядерные технологии – это не системы ПВО или истребители пятого поколения, ради получения которых от Запада можно флиртовать с РФ или даже решиться заполучить их у Москвы в укор своим союзникам. Во всяком случае в условиях нынешней ситуации в мире едва ли кто-нибудь решится пойти на сделку с Турцией или какой-либо иной страной по способствованию ей в деле приобретения ядерного оружия. В клубе гласных и негласных обладателей ядерного арсенала вроде бы есть осознание экзистенциальной опасности в случае дальнейшего его распространения и достигнуто согласие по заморозке этого процесса. Ибо из сдерживающего фактора это оружие превратится в бич цивилизации (если уже не превратилось) и низвергнет в хаос всю планету.
Эрдоган это хорошо знает и у него скованы руки, но он хочет все же поднапрячь союзников, заставить их понервничать, вспомнить об обделенной вниманием, обиженной Турции и навести их на мысль «а если вдруг?». Ведь, к примеру, если у России хватит благоразумия довольствоваться во взаимодействии с Турцией программой мирного атома в привязке к АЭС Аккую, то можно ли гарантированно не опасаться замыслов Пакистана или, скажем, Северной Кореи? Ведь общеизвестно, что в свое время к поспешной сделке Запада по ядерному соглашению с Ираном в немалой степени приложили руку и Саудовская Аравия, и даже Египет, пообещавшие, что в случае, если Тегерану дадут обзавестись смертоносным оружием, то Эр-Рияд не пожалеет никаких денег ради приобретения собственных бомб у Исламабада. По некоторым данным, того же в приватных беседах с американскими коллегами требовала и Турция. А ситуация сейчас такова, что сделка с Ираном канула в лету, пылающая Саудовская Аравия находится на пике вражды с Тегераном, да и Пакистан на полном серьезе готовится к войне с Индией и ему вроде бы терять нечего в плане нарушения обязательств по нераспространению ядерного вооружения.
Именно на эту неопределенность и шаткость в мировой обстановке намекнул с трибуны Генассамблеи ООН Эрдоган, в расчете потрепать нервы союзникам и добиться определенных преференций своей стране. Истинно в соответствии с тактикой торговца на восточном базаре: назначь самую невообразимую цену, дабы потом спустить и взять с клиента столько, сколько тебе было нужно изначально. Так и турецкому президенту реально нужны системы Patriot, нужны F-35 и еще много добра подобного порядка, а не ядерная бомба, которую ему все равно никто не подарит.
P.S.
И еще, в своей речи о ядерном оружии Эрдоган постоянно напирал на термин «несправедливость», в очередной раз доказав специфичность восприятия турками этого понятия. Такие державы как США, РФ (а в прошлом СССР), Великобритания, Франция добились обладания технологией ядерного оружия, благодаря своему участию и в результате кровопролитных войн Второй мировой. Как говорится, заслужили кровью и потом. Северная Корея завоевала право иметь атомное оружие ценою маргинализации и демонизации своего образа, а также голода и лишений своих граждан на протяжении десятилетий. Израиль создал свой арсенал крайним напряжением сил и ресурсов всей нации и пройдя серию войн с арабскими коалициями. Иран находится на пороге создания своей ядерной мечты, опять же, поставив на кон благосостояние страны и задыхаясь в политико-экономической блокаде.
Так чем же заслужила свое «право» обладать ядерным оружием Турция, в годы Мировой войны лихорадочно пытающаяся предугадать победителя, дабы переметнуться в его лагерь и разделить с ним добычу, а после войны благополучно устроившаяся под натовским ядерным зонтиком и яростно кромсающая огрызки, падающие со стола своих хозяев, как Северный Ирак, Северную Сирию, Северный Кипр? О какой, спрашивается, несправедливости сетует Эрдоган?
Ядерное оружие в арсенале Турции: вот это действительно стало бы величайшей несправедливостью, насмешкой истории, ошибкой человечества, ибо распоясало бы вовсю сумасброда во главе страны с богатейшим опытом геноцидов и кровавых расправ над народами Евразии.
Новостная лента
Последние новости раздела
05/11/2024 19:20