05/11/2019 11:02
Познер призвал Баку более не зарывать головы в намагниченный прикаспийский песок
Случившийся на днях весьма любопытный диалог известного российского журналиста Владимира Познера с молодой азербайджанкой нашел широкое освещение в прессе, однако должного анализа познеровского высказывания не было сделано.
Напомним, что на организованной в Калифорнии встрече Познера с общественностью и работниками прессы некая особа, представившаяся «журналистской из Карабаха» Арзу Мамедовой, взяв слово, принялась читать нотации мастеру журналистики о толерантности и мультикультурности азербайджанского народа, об армянской агрессии и геноцидальной ненасытности, о Ходжалы, о постулатах международного права, о резолюциях ООН по Карабаху, и даже о своей матери, чудом избежавшей смерти от рук армянских палачей… В общем мисс Мамедовой с завидным усердием была озвучена вся партитура азербайджанского политмугама под названием «Карабах бизимдирь». А в финале, ублажаясь своим убедительным исполнением, молоденькая борчиха за права угнетенных армянами елдашей победно заключила, что «Карабах является исконной территорией Азербайджана, и ни одна страна в мире не признает независимость сепаратистской республики».
Естественно, вся эта пропагандистская бурда была пакостно заверена и преподнесена Познеру на его творческом мероприятии исключительно в «наказание» за то, что пару месяцев назад российский журналист на презентации своей книги в Ереване дерзнул высказаться о личной симпатии к армянам в контексте карабахского конфликта. В Баку познеровское признание почему-то восприняли как плевок в народную азербайджанскую душу, как проявление ксенофобии «подкупленного армянами наймита» и решили напакостить ему везде, где бы ни засветился российский журналист, хоть в далекой Калифорнии, хоть в Антарктике. И предварительно проинструктированная патриотичная мисс Мамедова таким образом явилась лишь одним из инструментов азагитпроповской операции под кодовым названием «Подпортить воздух Познеру».
Конечно, Владимир Владимирович мог бы с самого начала беседы на корню укротить пыл прыткой пропагандистски Мамедовой, ни к селу ни к городу разбавившей творческую встречу опостылевшим «бизимдирем» и рассказами о судьбе своей матушки. Но, будучи человеком весьма и весьма корректным, а также истинным профессионалом, многолетним опытом отточившим искусство терпеливо выслушивать оппонента, даже если тот несет околесицу, Познер дал Мамедовой возможность излить душу, а вернее излить выверенный азагитпропом текст карабахской мантры. Познер остался после всего этого невозмутим, а вот отчеканенное им в ответ предложение, ошарашило Мамедову, вслед за ней и всю азербайджанскую публику, которой стали известны подробности диалога.
Конечно же в Баку ожидали, что после артобстрела Мамедовой Владимир Владимирович должен был выкручиваться, что, дескать, его ереванские речи неверно трактовали и, что он никогда не оспаривал принадлежность Карабаха Азербайджану, и что он вообще за мир и дружбу народов на Кавказе, и на всем земном шаре… А Познер взял да и выпалил дословно следующее: «Нагорный Карабах – официально признанная территория Армении».
Первое, что должно прийти на ум в связи с этим высказыванием, так это мысль о том, что телеведущий напутал что-то, или банально блеснул некомпетентностью. Кстати, поначалу в Баку и даже в Ереване именно так все и подумали. Однако, с кем с кем, но в случае с Познером путаница и некомпетентность исключаются полностью, ибо этот человек до мельчайших подробностей осведомлен об истории карабахского конфликта и его нынешнем состоянии, и что самое главное, Познер знает цену своим словам и никогда ими не бросается на ветер. Между прочим, зная эти его качества в Азербайджане уже насторожились и до сих пор не спешат на официальном уровне и в СМИ накинуться на него с претензиями и требованиями исправить ошибку. Похоже, там поняли, что Познер ничего исправлять не будет, поскольку слова эти им были произнесены на трезвейшую голову и в полном здравии. Он не будет оправдываться, а просто раскроет суть сказанного, что в свою очередь обернется в наинеприятнейшую историю для властей Азербайджана, которые окажутся голыми, даже без фигового листочка, в глазах своего народонаселения.
Здесь мы дерзко позволим себе предположить, что имел в виду известный российский журналист и телеведущий и приблизительно в каком бы ключе он ответил, рискни азербайджанская пропаганда продолжить опасную для нее дискуссию: «Я не политик или дипломат, чтобы был обязан отвечать на поставленный госпожой Мамедовой вопрос – утверждение, исходя из необходимости придерживаться писаных постулатов международного права. Госпожа Мамедова, как и вы все, говоря «Карабах – это официально признанная территория Азербайджана», имеете в виду политико-правовое клише, тогда как я не обыгрываю терминологию, а выражаюсь словами. Слово для меня, как писателя и журналиста, прежде всего, живой способ выражения действительности, той, какой я ее вижу, а не элемент, из которого высоколобые дядьки могут сконструировать правовой термин, или обозначение математической формулы. Следовательно, когда я говорю, что «Карабах – это признанная территория Армении», я имею в виду фактическое признание миром этой данности, но ни в коей мере не формулировку на ооновской канцелярской бумажке. Повторюсь, что я имею в виду данность, которую вы упорно не хотите видеть. А она говорит о том, что мир уже давно считает Карабах армянской землей, но не признается вам в этом, покуда вы не хотите смириться с реальностью».
Познеровская полемика с азербайджанской журналистской буквально напрашивается на аналогию с андерсеновской сказкой, в которой мальчик во всеуслышание обличает наготу короля. Совершенно безразличный к бюльбюльоглыевской икре, а также к любым иным средствам воздействия азербайджанской дипломатии на популярных и тяжеловесных фигур, формирующих общественное мнение в России, Познер мягко и незамысловато высказал то, что думают в политикообразующих центрах мира, но не выражаются открыто, исходя из соображения не обидеть Азербайджан, партнерство с которым пока еще приносит ощутимые выгоды его «друзьям» извне.
Между тем, если бы азербайджанский народ имел бы хоть поверхностное понятие о том, что есть концепция под названием «Окно Овертона» и как она проявляет себя в действии относительно арцахской проблематики, то можно только предполагать, что бы случилось с алиевщиной, десятилетиями морочащей голову этому своему народу. Впрочем, рано или поздно, это все равно случится.
А пока бакинский режим, дабы еще чуточку оттянуть роковой момент, пытается залатать тряпками продувающее уже изо всех щелей это «окно». Тут вызывает на ковер французского посла из-за подписанного меморандума между какой-нибудь французской провинцией с арцахскими властями; там вручает ноту протеста американским дипломатам, закатывая истерики по поводу выступления Масиса Маиляна в американском Конгрессе, потом кусает локти и бьётся головой о кабинетные стенки, в надежде найти способ наказать французских парламентариев от коммунистической партии, предложивших республике признать независимость Арцаха.
Так что, Владимир Познер вовсе не ошибся. Он просто призвал Баку более не зарывать головы в намагниченный прикаспийский песок.