14/02/2020 13:32
Что вылезло из личинки? Об итогах выборов в Азербайджане
Итак, внеочередные выборы в милли-меджлис Азербайджана завершились, и счастливцы, которым ЦИК в скором времени вручит заветные депутатские корочки, уже отмечают победу обильными пиршествами в кругу своих близких, штабников и доверенных лиц. Власть же демонстрирует на публику уверенность, спокойствие и довольство за «прекрасно организованные и честные выборы». Однако имитация эта выходит у нее слишком наигранной и нервической. А все потому, что нынешние выборы отличились самыми скандальными происшествиями, которые даже «видавшему виды» рядовому азербайджанскому избирателю режут глаз и заставляют материться сквозь зубы. Со времен первых общенародных голосований азербайджанская общественность привыкла уже ко всевозможного вида фальсификациям, подкупам, «каруселям», припискам, подлогам и поэтому успела выработать относительно терпимое отношение к нечестным методам власти: мол, что поделать, любая власть на начальном этапе становления государственности прибегла бы к подобного рода методам. Но все дело в том, что нынешние выборы в контексте провозглашенных государственных реформ презентовались режимом в качестве черты, за которой Азербайджан вступит в фазу прыжкообразного демократического прогресса и гибкой внутриполитической конкуренции. Согласно уже год пропагандируемым алиевской командой тезисам, сложившиеся новые мировые и региональные реалии, а также назревшая необходимость реструктуризации старых методов управления и всей философии организации жизнедеятельности государства в целом требуют от действующей власти радикальных мер. Вся задумка с парламентскими выборами была преподнесена именно в этом ключе, что заставило азербайджанское общество и некоторую часть гражданского актива впервые за четверть века поверить в искренность намерений Алиева. И именно поэтому внеочередные выборы были восприняты массами с достаточно большим воодушевлением. Доказательством тому – беспрецедентное количество партий, гражданских объединений и независимых кандидатов, изъявивших желание участвовать в предвыборной борьбе за депутатские мандаты.
Подавляющее большинство внепарламентских оппозиционных сил было уверено, что партия власти «Ени Азербайджан» хоть и сделает все, чтобы сохранить за собой большинство в милли-меджлисе, но на сей раз, во-первых, делегирует в законодательный орган молодое, прогрессивно мыслящее поколение своих членов, а, во-вторых, предоставит реальную возможность другим силам побороться за «оппозиционный лимит» в конкурентных и честных условиях. Также избирателям довольно успешно было внушено чувство доверия к текущим выборам, главным образом посредством пропагандируемого постулата о том, что власть настолько сейчас прочна и уверена в собственных силах, что может позволить себе наличие внушительной и сильной оппозиции в милли-меджлисе.
Одним словом, ожидания от затеи Алиева с внеочередным выборам были действительно большими, общество повелось на обещания, и именно поэтому оно столь болезненно отреагировало на позорный фарс, которым обернулось 9 февраля. Оно даже готово было простить фрагментарные злоупотребления, какие-то отрывочные моменты нездоровой борьбы и подтасовок, осознавая, что даже при очень большом желании добиться безупречной чистоты выборов практически невозможно нигде. Но то, что вышло с выборной эпопеей, даже искушенного азербайджанского выборщика повергло в шок и бешенство.
Интернет кишмя кишит видеоматериалами о творимых беззакониях на выборных участках, оппозиционная пресса наводнена данными о колоссальных подтасовках и каруселях, в азербайджанских форумах не смолкает матерщина в адрес лицемерных властей, а международные организации, общественные объединения, наблюдательские миссии и иные независимые органы один за другим публикуют официальные заявления о вопиющих нарушениях, имевших место в процессе азербайджанских парламентских выборов.
В органы прокуратуры поступают сотни обращений с доказательствами и фактами о массовых вбросах бюллетеней, о краже с участков избирательных урн и об избиениях доверенных лиц и наблюдателей. Прокуратура же перенаправляет жалобщиков в ЦИК, председатель которой Мазахир Панахов денно и нощно клянется всеми богами, что досконально рассмотрит все поступающие жалобы и в случае необходимости даже аннулирует результаты голосования по отдельным участкам. Между тем в народе и политическом закулисье вовсю уже гуляет молва о том, что картина выборов получилась такой уродливой именно из-за того, что практически весь список депутатов парламента нового созыва до выборов был уже утвержден и заведомо спущен из президентской администрации в ЦИК. Поэтому, мол, Панахов палец о палец не ударит и не рискнет поставить под сомнение ни один мандат из одобренного супругами Алиевыми списка, а в лучшем случае для отвода глаз отделается парой выговоров и фиктивным пересчетом голосов на паре участков, естественно без итогового изменения общих результатов. Это подтверждают события у здания ЦИК, где полиция жестоко разогнала акцию протеста обманутых кандидатов и гражданских активистов, арестовав десятки человек и переломав многим из них ребра, головы и руки.
И вот на этом позорном фоне Ильхам Алиев с деланой невозмутимостью на лице цинично заявляет, что «если бы народ был не доволен выборами, то непременно высказался бы».
Возможно, внеся в политическую повестку маневр с подобными внеочередными выборами Ильхам Алиев что-то и выиграл в тактическом плане или тем самым превентивно принял меры для форсирования каких-то событий, одному ему известных. Однако в широкой перспективе эти выборы стоили ему окончательной потери лица, что не может его не беспокоить, сколько бы он не мимикрировал уверенность в себе и спокойствие. Ведь вся проделанная гигантская работа в массах и во вне государства по пропаганде осуществляемых в Азербайджане прогрессивных, демократических реформ с этими выборами практически пошла насмарку, обернулась пшиком.
Комедия отыграна окончательно. Азербайджанское общество должно усвоить наконец, что только в природе уродливая личинка перерождается в прекрасную порхающую бабочку, а не в мерзкого ползучего слизняка. В «политической же биологии» авторитарный режим не в состоянии сам по себе трансформироваться в демократию. Его хватает только на то, чтобы воспроизводить до бесконечности лишь вариации своей формы.