26/02/2020 13:07
Армине Адибекян: Мировому сообществу безразлично то, что произошло 28 лет назад в Ходжалу, если это никак не отразилось на их интересах
Интервью Aysor.am с социологом, автором сайта xocali.net Армине Адибекян.
- 26 февраля - день событий, произошедших в 1992 году близ Ходжалу и Агдама. Как Вы считаете, стоит ли в связи с этим ожидать от Азербайджана широкомасштабных манипуляций?
- На территории Азербайджана буду проведены традиционные возложение венков к мемориалам, посещение Аллеи шехидов, проведение уроков на соответствующую тематику в учебных заведениях - от детских садов до высших учебных заведений, мероприятия в общественных, культурных, религиозных организациях с попыткой привлечь местные дипмиссии, хотя бы на уровне хоть каких бы то ни было представителей.
За его пределами, в основном, будут проведены мероприятия в посольствах, консульствах Азербайджана и диаспорских организациях, будут публикации в прикормленных СМИ, которые и в обычные дни года публикуют заказные статьи, содержание которых, судя по первоначальной заявке, также традиционно будет носить армянофобский характер.
В дружественных городах и странах анонсированы публичные мероприятия – просмотры главного пропагандистского фильма, снятого в 2013 году, выставки, акции и прочее. Также будут попытки протолкнуть резолюции в парламентах. Но это традиционно. И успех этого мероприятия зависит от контрмер и активности армянских диаспоральных и дипломатических кругов.
Кстати, в Турции, например, будет организована экспедиция ВВС Азербайджана, которая на вершине горы Арарат водрузит флаг Азербайджана и разместит фотографии жертв Ходжалы.
С учетом того, что за последние пять лет, то есть после финансового кризиса и последующей девальвации маната, все мероприятия, посвященные ходжалиской тематике, переведены в эконом режим и уже не арендуются билборды на Таймс-Сквер, в Нью-Йоркском метро, не организовываются выставки в дорогостоящих европейских городах и весях, необходимо быть готовым к любому развитию сценария. Особенно на фоне пассивности армянской стороны.
- В конце концов, что произошло, и каковы аргументы армянской стороны?
- На самом деле, достаточно утомительно из года в год рассказывать и пересказывать одно и то же. Этой проблеме посвящены сайты, фильмы, книги, из которых можно детально ознакомиться как с самой историей, так и с его предысторией. И самостоятельно сделать выводы.
За годы изучения этого вопроса и связанной с этим пропагандистской агрессии у меня изменился ракурс видения этой проблематики. По сути, это не история обвинения и его отрицания, а история предательства, фальсификаций, спекуляций и индульгенции.
Люди умышленно были помещены и оставлены в эпицентре боевых действий, хладнокровно не были эвакуированы и брошены под огнем, а впоследствии из трупами пытаются купить себе «билет в рай» - моральное право убивать армян, называя это местью за «геноцид» и оправдание за это. Что, собственно, произошло в истории с Рамилем Сафаровым. В принципе, достаточно послушать речи первых лиц азербайджанского государства и их интеллигенцию. Говорить о простых людях, отравленных дезинформацией, и говорить излишне.
- Какие основные тезисы распространяет Азербайджан? Оторваны ли ни полностью от действительности?
- В этой истории есть только одна истина – погибли люди. Все остальное – интерпретации, спекуляции, фальсификации, торговля, пропаганда и, самое главное, фундамент национального строительства.
Ведь именно на базе ходжалинской трагедии формируется образ врага, концепция общей боли – одной на всех. И в этом контексте эксплуатируется ложный тезис – «их убивали на то, что они были азербайджанцами». Кто будет разбираться в том, что 80% убитых были турки-месхетинцы и явно, за то, что они азербайджанцы их не могли убивать.
А Азербайджану большего и не надо. Он особенно не заботится, соответствуют ли действительности пропагандируемые тезисы? Для воздействия на эмоции населения и формирования нужного настроя у них достаточно материалов, и достаточно ресурсов для распространения своей интерпретации.
Внешней аудитории безразлично, внутренней – достаточно увидеть истерзанный трупик девочки, чтобы не сомневаться в истинности преподносимой информации.
- Какова позиция международного сообщества по данному вопросу? В каких направлениях должна вестись работа армянской стороны? Заметны ли какие-то изменения?
- Как я уже сказала выше, мировому сообществу безразлично то, что произошло 28 лет назад в неизвестной стране, если это никак не отразилось на их интересах.
Хотела было сказать, что их интересуют события «здесь и сейчас» и то, как это отразится на перспективе, но вспомнила реакцию Европы на более свежие события – «героизм» Рамиля Сафарова в 2004 году, его незаконная экстрадиция в Азербайджан в 2012-м. Можно вспомнить реакцию международного сообщества на апрельскую войну, когда весь мир облетели кадры, как азербайджанцы – взрослые и дети – носили по населенным пунктам отрезанную голову армянского солдата, улюлюкая и бравируя этим.
Имея в арсенале все это, трудно рассчитывать на то, что реакция мирового сообщества будет такой, которую рассчитывают получить в Азербайджане.
Я умышленно игнорирую засилье пропагандистских статьей в прикормленной прессе, которая ничего, кроме дохода участникам этой операции не приносит. Обывателям безразлично, принимающим решения – тем более, это вне их компетенции и интересов.
Единственная реакция, которая могла бы иметь последствия и привести желаемому для Азербайджана итогу, – это вердикт суда. Это может быть ЕСПЧ, это может быть Международный военный трибунал или любая другая компетентная международная судебная инстанция.
Но и этот путь для Азербайджана закрыт.
В первую очередь потому, что им не с чем идти в суд. Те смехотворные аргументы, которые годятся для прессы и выступлений, совершенно неприемлемы для суда. И они прекрасно знают, что у армянской стороны есть куда более серьезные контраргументы – от фальсифицированной фактологии и списков погибших до собственной доли вины в этой трагедии.
Во-вторую очередь, кого привлекать в качестве обвиняемого? Республику Армения? По всем документам о Республике Армения речи нет, там фигурируют Армия Обороны НКР и российский 366-й полк. Не думаю, что азербайджанская сторона готова привлечь к суду Россию или Арцахскую Республику. В первом случае последствия могут быть весьма плачевными, во втором – это означает признание субъектности Арцаха.
В третью очередь, какова суть обвинения? Геноцид? Тогда надо разбираться, почему львиная доля погибших не являются азербайджанцами? Убийство мирного населения? Тогда придется разбираться, как и почему они там оказались, как и почему не были эвакуированы, как и почему их трупы были найдены в 5 минутах ходьбы азербайджанских постов в Агдаме и в 10 километрах от самого города?
В-четвертых, как они намерены объяснять суду «метаморфозы» с телами погибших, которых спустя 2 суток после гибели отснял азербайджанский журналист Чингиз Мустафаев в нормальном состоянии, а через еще трое суток (то есть через 5 после трагедии) туда привезли иностранных журналистов, которым показали обезображенные трупы? И это тоже было отснято Мустафаевым.
Все эти вопросы могут в той или иной форме парироваться в пропагандистских тезисах, но не годятся для серьезного судебного или любого другого институционального разбирательства. И есть много шансов, что Азербайджан в лице своих властей сам может стать ответчиком по данному делу.
И в этом контексте, армянская сторона крайне заинтересована, чтобы Азербайджан рискнул пойти на правовые шаги.
И самое главное, Азербайджану не нужна правда, не нужно мнение мирового сообщества или наказание Армении мировым сообществом. Им нужно наказание армян: армяне должны ответить на «геноцид в Ходжалы» - вот насаждаемый обществу план действий. Это своего рода оправдание тем зверствам, которые будут совершены в отношении армян, с началом боевых действий. И апрель 16 года это подтвердил.
- Недавно в Мюнхене состоялось обсуждение с участием премьер-министра Армении и президента Азербайджана, во время которого армянский премьер, кажется, пошел на поводу алиевского крючка, и отреагировал на тезисы Алиева о Ходжалу с минимальной фактологической базой. Как Вы это прокомментируете?
- Наша аргументационная база настолько богата и сильна, что интервью Муталибова в этом ряду должно занимать предпоследнюю строчку в длинной череде свидетельств и показаний.
Просто, прежде чем вступать в полемику, разумно изучить все материалы дела и иметь в багаже ресурсы для парирования.
Что касается самого интервью и попыток сторон бесконечно повторять его или, наоборот, бесконечно отрицать:
Во-первых, в течение 1992 года азербайджанская сторона опубликовала миллион свидетельств непосредственных участников, совершенно не задумываясь, что это как раз говорит в пользу нашей версии. Это все собрано, заархивировано и представлено в сети. Есть документальная хроника как с кадрами погибших, так и хроника дачи показаний по данному поводу. И это лишь малая доля того, что хранится в архивах Комиссии по расследованию Ходжалинской трагедии, которую закрыли указом Гейдара Алиева, так не опубликовав ее результаты.
Возвращаясь к Пашиняну и его дискуссии, отмечу, что не стоит один и тот же аргумент, каким бы сильным он не был, повторять несколько раз подряд. Нещадная эксплуатация даже самого убедительного аргумента истощает его силу, обесценивая его. О Муталибове он упоминал ранее в ходе очередных пикировок с Алиевым. Над было представить Алиеву нечто другое, чтобы он понял, что у армянской стороны бездонный архив таких свидетельств. И это соответствует действительности. Просто надо читать и знать.
- Можно ли утверждать, что действующие армянские власти питают иллюзии, что между Арменией и Азербайджаном нет пропагандистской войны, и поэтому ничего не предпринимают в этом направлении? Или предпринимают, но люди этого не замечают?
- Пропагандистская война как была, так она продолжается и будет продолжаться. Это бесконечный процесс и наивно полагать, что она, исходя из каких-то высших соображений, перестала быть.
Самым ярким красивым примером пропагандистской войны и безусловной победы Азербайджана в ней – кейс Гарегина Ндже, который Азербайджан ловко насадил внешней аудитории.
Они 10 лет пытались безрезультатно протолкнуть этот тезис, наталкиваясь на серьёзный контрудар с нашей стороны. И 10 лет «фашист Ндже» так и оставался кейсом для внутреннего пользования.
Удача улыбнулась лишь недавно по причине бездействия армянской стороны. Если не считать пары-тройки статьей на армянском языке на никому неизвестных сайтах, которые никто, кроме админов и родственников авторов и не заходит. Ничего сделано не было.
Хотя, нейтрализация этого тезиса и оборачивание его против Азербайджана для профессионала дело пары недель.
Однако для того, чтобы предпринимать что-либо, в первую очередь, необходимо собрать команду профессионалов, знающих и умеющих работать, а не лояльных «братьев по уличным акциям», которые ничего кроме верности предложить не могут.
В принципе, происходит именно то, о чем я предупреждала летом 2018 года.