28/02/2020 16:12
«Голос Армении»: Истоки армянофобии были заложены в Сумгаите
Газета «Голос Армении» пишет: «Исполняется 32-я годовщина геноцида армян в Сумгаите. Событие, которое навсегда вошло в историю под кратким нарицательным именем "сумгаит", ставшим символом звериной жестокости, изощренного варварства и запредельного цинизма. Но "сумгаит" - это не просто 3 дня в феврале 88-го, это политика, которая продолжается более 30 лет.
Армянофобия, которая проявлялась многочисленными актами чудовищной резни и геноцидальных действий в конце 80-х - начале 90-х, после окончания военного этапа и победы армянского народа обрела характер государственной и приняла новые разнообразные формы.
Истоки армянофобии действительно берут свое начало в Сумгаите. И касается это не только продолжавшегося целых три дня в городе-спутнике Баку геноцида. Одним из наиболее чудовищных фактов истины о "сумгаите" является самое активное вовлечение в вакханалию бесчеловечности молодежи, подростков и даже детей. Об этом есть множество свидетельств: практически все очевидцы указывают на то, что именно молодые люди составляли в толпе погромщиков весьма значительное число, играя роль чуть ли не движущей силы. Многие свидетели указывают на то, что среди погромщиков и убийц были подростки и дети от 3-4 до 16 лет.
Вот лишь некоторые из этих свидетельств, взятых из материалов судебных процессов.
Свидетель Рыжков: "…Между трансформаторной будкой и домом 5в лежала обнаженная женщина, и возле нее стояла толпа подростков, примерно 50 человек. Я увидел, что несколько человек подняли ноги этой женщины и какой-то парень… штыковой лопатой тыкал в промежность женщины. В это время подросток в возрасте 14 лет бил по голове эту женщину каким-то железным предметом. Второй подросток бил по телу женщины чем-то металлическим".
Свидетель Саламов: "Из 2-го подъезда вывели Ирину. Что с ней делали, мне не было видно. Когда толпа расступилась, я увидел, что она, голая, лежит на земле и ее бьет лопатой подросток в возрасте 14-15 лет.
Свидетель Мурадов Джамал Исмаил-оглы: "Варвары только могут такое натворить. Там была женщина, которую страшно избивали. Далее я видел на улице мертвых людей. Банда была вооружена. В толпе были люди разных возрастов, даже были 3 и 4-летние дети…".
Свидетель Еникеев показал, что с балкона своей квартиры увидел, как двое мужчин потащили лежавшего на улице парня к костру и бросили его в огонь. Потом подходили подростки и палками подталкивали тело этого парня в костер.
Свидетель Алиев И.Г. показал, что, зайдя в квартал 41а, он увидел толпы молодых ребят в возрасте от 15 до 25 лет. В руках у многих были ножи, топоры. Во дворе горело много костров. Возле того дома, где он находился, тоже горел костер, и из костра видны были ноги человека.
Такими свидетельствами буквально усыпаны материалы уголовных дел и судебных процессов, имеющиеся в распоряжении армянской стороны. Множество детей и подростков было и в толпе "зрителей", которая с упоением наблюдала за измывательствами, пытками, изнасилованиями и убийствами армян. Учитывая все последовавшие после "сумгаита" вплоть до наших дней действия Азербайджана, вывод может быть один: власти тогда еще советской республики хладнокровно и целенаправленно готовили новое поколение к роли убийц, насильников и палачей, сознательно закладывая в них ненависть, вражду и запредельную жестокость в отношении армян.
В неокрепшие души старательно вдалбливалась также мысль, которая 18 лет спустя в столице Венгрии Будапеште прозвучит из уст адвоката убийцы армянского офицера Гургена Маргаряна: Дьердь Мадьяр по поручению Ильхама Алиева заявит, что убийство армян не считается в Азербайджане преступлением.
Эта политика тщательно разрабатывалась и укоренялась в Азербайджане все прошедшие после "сумгаита" 32 года, проявляясь самым различными способами в самых разных сферах. Самый последний тому пример - бурное возмущение тем фактом, что на борту авиакомпании FlyDubai показывают фильм о Спитакском землетрясении, то есть о том, что не имеет никакого отношения к конфликту и рассказывает об огромной человеческой трагедии. Потомки сумгаитских палачей, которым сегодня от 35 до 50 лет, воспитанные на ненависти к армянам, уже делают погоду и политику в современном Азербайджане. Перед этим и всеми последующими поколениями, в которые ежедневно и последовательно впрыскивается доза агрессивной армянофобии, ставится стратегическая цель: захватить Армению путем истребления и изгнания оттуда всего населения. Путем совершения очередного геноцида.
Как нельзя лучшее подтверждение этому - традиция героизации убийц армян, которая также берет свое начало в сумгаитских событиях. Напомним, что на митингах в Баку ноября 1988 года поднимались плакаты с надписью "Слава героям Сумгаита" и звучали призывы в защиту палачей. Причем это умышленно делалось именно в дни, когда в Москве, в Верховном суде СССР, проходил самый, возможно, резонансный судебный процесс по сумгаитским делам. Еще через несколько лет первым официально награжденным званием национального героя уже обретшего независимость Азербайджана стал командир отряда нелюдей, устроивших массовую резню мирных жителей в селе Марага 10 апреля 1992 года.
Далее эта традиция была продолжена будапештским убийцей Сафаровым, а затем после четырехдневной Апрельской войны. В августе 2012-го, когда ублюдка Сафарова выкупили, торжественно доставили в Баку и встретили как героя, осыпав всеми возможными почестями и оплатив зверское убийство, Алиев осторожно воздержался от личной встречи с фактически нанятым им киллером. Однако после апреля 2016 г. он уже самолично наградил государственной наградой военнослужащего, отрезавшего голову армянскому солдату, а затем позировавшего со страшным трофеем перед соплеменниками и тиражировавшего эти жуткие видеокадры в соцсетях.
Сегодня президент Азербайджана настойчиво и любыми способами пытается вернуть двух других преступников-диверсантов, осужденных судом в Степанакерте и отбывающих наказание в Шушинской тюрьме. Именно потому, что в июле 2014 года они также по его заказу убили армянина - 17-летнего юношу Смбата Цаканяна. И именно их давно уже называют в Азербайджане героями и призывают не вернуть, а освободить. Не скрывая, что этих двух матерых преступников ожидает в Баку тот же прием, что и Сафарова: почести, героизация и щедрая оплата выполненного задания. А главное - призыв к молодежи брать пример с убийцы армянина.
Спустя 32 года эхо "сумгаита" звучит еще и таким кощунственным образом. И то, что в феврале 88-го казалось немыслимым с точки зрения всех норм человеческого сосуществования и морали, сегодня стало для Азербайджана абсолютно привычной и ожидаемой всеми от этой страны практикой и политикой. Единственное, чего не учитывают в Баку, - это того, что они сегодня имеют дело не с беззащитными мирными советскими гражданами, а с двумя армянскими государствами и единым армянским народом-победителем, извлекшим уроки из "сумгаита"».